Уполномоченный принял участие в заседании Областного координационного совета по вопросам развития малого и среднего предпринимательства
12 сентября 2020 года на заседании Совета одним из вопросов повестки было обсуждение проекта закона Еврейской автономной области «О внесении изменений в закон ЕАО «О патентной системе налогообложение в Еврейской автономной области».
Данный проект закона разработан в целях актуализации действующего законодательства и подготовке к отмене ЕНВД с 01 января 2021 года, как близкой альтернативе патентной системы к ЕНВД.
Законопроектом предложено изменить концепцию формирования документа и расчетов в нем, а именно: расчет предлагается построить, исходя из отношения численности населения муниципальных районов к городскому округу, взяв размер потенциально возможного к получению годового дохода г. Биробиджан за 100 процентов.
Численность постоянного населения Еврейской автономной области по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года человек
Еврейская автономная область 158305
Городской округ "Город Биробиджан" 71843
Биробиджанский муниципальный район 10964
Ленинский муниципальный район 17598
Облученский муниципальный район 24753
Октябрьский муниципальный район 9430
Смидовичский муниципальный район 23717
Тогда дифференцированный размер потенциально возможного к получению годового дохода для Биробиджанского района составит 15 процентов от значения городского округа, Облученского района – 34 процента, Октябрьского – 13 процентов, Смидовичского района – 33 процента, Ленинского района – 24 процента.
Определение размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, для городского округа разработано по следующим основаниям:
- налоговое бремя патентной системы налогообложения соотносилось с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД);
- решение городской Думы от 25 октября 2012 г. № 827;
- при сравнительном анализе ЕНВД уменьшался на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды для индивидуальных предпринимателей, имеющих наемных работников, но не более чем на 50 % (пункт 2.1 статьи 346.32 ч. II НК РФ), а также для самозанятых индивидуальных предпринимателей не более чем на 50 %, при этом необходимо отметить, что абзацем третьим пункта 2.1 статьи 346.32 ч. II НК РФ этой категории налогоплательщиков в ЕНВД предоставлено право снижать размер налоговых выплат на сумму уплаченных страховых взносов («обнулять налог»), в УСНО такой механизм не предусмотрен;
- в сравнительном анализе при расчете использовался аналог физического показателя по некоторым видам деятельности (подпадающим под ЕНВД);
- по видам деятельности «Услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ», «Услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла», «Услуги в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых», «Услуги по присмотру и уходу за детьми и больными», «Услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома», «Проведение занятий по физической культуре и спорту» в расчет принимался размер ЕНВД «другие виды бытовых услуг»;
По виду деятельности «Изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц» за аналогию для расчета принимался вид деятельности ЕНВД «Ремонт и изготовление металлических изделий, кроме дверей, балконов, козырьков, решеток и других крупных металлоизделий»;
- приведены к одинаковому значению размер потенциального дохода индивидуального предпринимателя «без привлечения наемных работников» к размеру потенциального дохода индивидуального предпринимателя «дополнительно за каждого наемного работника», так как расчетное значение уменьшалось на сумму страховых взносов и самозанятый предприниматель рассматривается как один работник.
Разработчики законопроекта учли предложения Уполномоченного по защите прав предпринимателей в ЕАО, изложенные им в докладе «О результатах деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Еврейской автономной области в 2019 году с оценкой условий осуществления предпринимательской деятельности в области и с предложениями о совершенствовании правового положения субъектов предпринимательской деятельности».
В число дифференцируемых видов деятельности включены «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли», «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли)», «Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания», «Сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, садовых домов, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности (в отношении каждого обособленного объекта)», «Ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования».
Виды деятельности «Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей», «Проведение занятий по физической культуре и спорту» предлагается перенести в дифференцируемые виды деятельности, взяв за основу расчета значение действующего ЕНВД.
Вид деятельности «Сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, садовых домов, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности» предлагается привести в соответствии со средней стоимостью аренды квадратного метра коммерческой недвижимости и аренды жилых помещений в городском округе, которая составляет 600 рублей и 400 рублей соответственно.
Расчеты производились в сравнении с УСНО (доход) и уменьшались на величину коэффициента-дефлятора К1 (377,6 и 251,7 соответственно). Расчеты по размеру потенциально возможного к получению годового дохода по этому виду деятельности производились по строке, где имеется диапазон значений, рассчитывается по наибольшему значению.
Вид деятельности «Животноводство, услуги в области животноводства» предлагается недифференцировать, оставив значение дохода в среднем размере для недеффиренциремых видов деятельности.
По результатам мероприятия в законопроект внесены дополнительные виды предпринимательской деятельности, относящиеся к бытовым услугам на основании права субъекта РФ, представленного подпунктом 2 пункта 8 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ: «Деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг», «Деятельность саун, соляриев, салонов для снижения веса и похудения и т.п.». Учтены иные предложения бизнеса.
В связи с обращением УФНС России в адрес правительства области от 22.01.2020 № 07-03/417 законопроектом предлагается дополнить приложение 1 и 2 сноской, установив возможность увеличивать размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода с учетом коэффициента-дефлятора, применяемого для целей главы 26.5 НК РФ ежегодно утверждаемого Минэкономразвития России.
С учетом введенных изменений налоговая нагрузка для бизнеса снизится в среднем на 13,3 процента от действующей редакции.
В связи с прекращением действия ЕНВД с 01.01.2021 предприниматели перейдут на иные режимы налогообложения, в том числе и на УСНО-патент.
Ожидается значительное увеличение количества пользователей упрощенного режима и количества приобретенных патентов.
Отсутствие возможности обнуления налога (как при ЕНВД) позволит компенсировать выпадающие доходы, связанные со снижением общей нагрузки на бизнес в предлагаемой редакции закона.
По итогам заседания Совета принято решение:
1. Управлению экономики правительства области произвести расчеты размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых территория ЕАО дифференцируется по территориям действия патентов по муниципальным образованиям ЕАО, с чётом замечаний и предложений, высказанных в ходе заседания Совета, в том числе, исходя из численности населения по муниципальным районам и городскому округу.
2. Членам Совета в течение 3-х рабочих дней с момента поступления от управления экономики правительства области расчётов подготовить обоснованные замечания и предложения по их корректировке.