Управление осуществляет следующие основные полномочия:
1. Разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение губернатора и правительства области проекты нормативных правовых актов области по вопросам в пределах своей компетенции.
2. Обеспечивает взаимодействие губернатора области и правительства области с судами, органами прокуратуры, органами внутренних дел, органами безопасности, следственными органами, органами уголовно-исполнительной системы, органами таможенного контроля, органами военного управления, службой судебных приставов, органами управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, адвокатурой, нотариатом, иными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований области, общественными и другими организациями по вопросам своей компетенции.
3. Осуществляет организационное обеспечение деятельности мировых судей области.
4. Организует деятельность аппаратов мировых судей области, в том числе утверждает структуру, штатное расписание и организует делопроизводство.
5. Организует работу по обеспечению доступа к информации о деятельности мировых судей области.
6. Организует дополнительное образование мировых судей, повышение квалификации работников их аппаратов.
7. Готовит предложения о награждении мировых судей области и работников их аппаратов государственными наградами и наградами области, а также о присвоении им почетных званий.
8. Взаимодействует с правоохранительными органами, службой судебных приставов по вопросам обеспечения безопасности мировых судей области и работников их аппаратов.
9. Обеспечивает составление и ежегодное уточнение в установленном законодательством порядке общих и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели для суда области, 1-го Восточного окружного военного суда, районных судов области, округа из числа граждан, проживающих на территории области.
10. Обеспечивает взаимодействие правительства области с Советом судей области при разработке проекта областного бюджета в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей области и оплату труда работников аппарата мировых судей области, в том числе в сроки определенные областным законодательством обеспечивает представление в Совет судей области обоснованный расчет потребности бюджетных средств на очередной год и плановый период для материально-технического обеспечения деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей области.
11. Осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение оказания адвокатской помощи гражданам Российской Федерации в труднодоступных и малонаселенных местностях на территории области.
12. Анализирует деятельность уполномоченных должностных лиц органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области по применению федерального и областного законодательства об административных правонарушениях на территории области, а также административных комиссий области и представляет соответствующую информацию губернатору области, вице-губернатору области и правительству области.
13. Осуществляет контроль за выполнением органами местного самоуправления муниципальных образований области переданных государственных полномочий по применению законодательства об административных правонарушениях.
14. Осуществляет функции органа исполнительной власти области, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью на территории области.
15. Является уполномоченным органом по обеспечению ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов области.
16. Организует осуществление мониторинга нормативных правовых актов области и ежегодно готовит информацию о результатах его проведения для представления правительством области в Законодательное Собрание области.
17. Обеспечивает организацию проведения мониторинга правоприменения в области и ежегодно готовит доклад о результатах его проведения в Министерство юстиции Российской Федерации.
18. Осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности отдельных коллегиальных органов, создаваемых губернатором и правительством области, в соответствии с положениями о данных органах.
19. Осуществляет сбор, обобщение, анализ показателей и сведений, характеризующих состояние основных тенденций и процессов в сфере обеспечения общественной безопасности и правопорядка, профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, незаконной миграции, иных правонарушений и преступлений на территории области, выработку и представление соответствующих предложений в указанных сферах губернатору области и правительству области.
20. Участвует в пределах своей компетенции в осуществлении мер по противодействию терроризму на территории области, в том числе является уполномоченным органом исполнительной власти области по обеспечению участия органов исполнительной власти области в деятельности оперативного штаба в Еврейской автономной области.
21. Обеспечивает выплату денежного вознаграждения гражданам за добровольную сдачу незаконно хранящегося огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
22. Принимает в пределах своей компетенции меры по противодействию торговле детьми и эксплуатации детей, оказанию необходимой педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи жертвам торговли детьми и (или) эксплуатации детей, их родителям (лицам, их замещающим).
23. Участвует в выработке и реализации мер, направленных на обеспечение согласованных действий соответствующих федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти области, формируемых правительством области, и органов местного самоуправления муниципальных образований области в осуществлении единой государственной миграционной политики на территории области.
24. В соответствии с действующим федеральным законодательством реализует полномочия в области мобилизационной подготовки.
25. Осуществляет прием граждан, рассматривает обращения граждан и юридических лиц по вопросам своей компетенции.
26. Является уполномоченным органом исполнительной власти области по реализации закона области от 24.12.2014 № 629-ОЗ «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка в Еврейской автономной области».
27. Осуществляет контроль за деятельностью областных государственных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет управление.
28. Осуществляет внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.
29. Является уполномоченным органом исполнительной власти области по координации деятельности по ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера.
30. Является уполномоченным органом исполнительной власти области по обеспечению взаимодействия субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на уровне области.
31. Организует и осуществляет на межмуниципальном и региональном уровне мероприятия по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории области, включая поддержку в состоянии готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
32. Организует и осуществляет мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
33. Организует и осуществляет мероприятия по предупреждению ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения.
34. Участвует в подготовке населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
35. Участвует в планировании мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время и в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.
36. Организует мероприятия по созданию и содержанию областного резерва материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны, а также резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
37. Участвует в организации своевременного информирования и оповещения населения, в том числе экстренного оповещения населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
38. Организует работу по определению перечня организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.
39. Содействует федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
40. Обеспечивает создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обеспечивает ее эксплуатацию и развитие, осуществляет контроль за ее функционированием.
41. Осуществляет региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории области.
42. Организует построение на территории области аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
43. Осуществляет меры по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти области, и членов их семей, а также стимулированию развития добровольной пожарной охраны.
44. Принимает участие в разработке и исполнении соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, на гражданскую оборону, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в том числе на содержание пожарной охраны, создание и функционирование системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
45. Осуществляет взаимодействие с Главным управлением МЧС России по ЕАО по вопросам переданных правительством области Главному управлению МЧС России по ЕАО полномочий в рамках подписанного соглашения.
46. Готовит губернатору области и правительству области предложения по вопросам:
- закрепления выполнения задач гражданской обороны за органами исполнительной власти области, формируемыми правительством области;
- финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- принятия решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введению режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и установления уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- установления регионального уровня реагирования;
- создания, реорганизации и ликвидации органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств областного бюджета.
47. Участвует в решении задач по территориальной обороне, предусмотренных законодательством.
48. Обеспечивает при реализации своих полномочий приоритет целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках в установленной сфере деятельности.
49. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральным и областным законодательством.