Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области

Новости

21.11.2017 16:15:00

Комментарий Уполномоченного по правам человека в ЕАО по фактам, изложенным в газете «Набат» в статье под заголовком «Гангрена безразличия: заживо гниет биробиджанский инвалид из-за отсутствия квалифицированной медпомощи».


Уполномоченным по правам человека в ЕАО в соответствии с законом ЕАО № 822 –ОЗ от 27.10.201 года «Об Уполномоченном по правам человека в ЕАО» проведена проверка фактов, связанных с оказанием медико-социальной помощи больному Д. Калите. Проверка проведена также по факту обращения в мой адрес граждан, знакомых с данной семьей. Проверка показала, что больному требуется оказание медицинской помощи в соответствии с тяжестью его заболевания, поэтому в адрес заместителя председателя правительства ЕАО – начальника управления здравоохранения был направлен запрос Уполномоченного с просьбой выработать решение об оказании помощи больному участковой медицинской службой, возможно, на постоянной основе. 

Проверено исполнение мероприятий по реализации социальной помощи больному в связи с его инвалидностью. Установлено, что с января 2017 года больному были предоставлены средства реабилитации, он обеспечивается специальными гигиеническими средствами по установленным нормам, выплачена компенсация за ортопедическую обувь. 

В семье есть взрослые дееспособные родственники, которые могут оказать помощь больному человеку. 

Вместе с тем, сложившаяся ситуация, по мнению Уполномоченного по правам человека в ЕАО, должна стать предметом дополнительных проверок, в т.ч. со стороны надзорных органов, поэтому подготовлен запрос Уполномоченного в прокуратуру ЕАО для принятия по ее результатам мер прокурорского реагирования в случае необходимости. Речь идет о соответствии объемов и качества предоставленных медико-социальных услуг установленным действующим законодательством стандартом. Все направленные запросы находятся на контроле Уполномоченного по правам человека в ЕАО.

21.11.2017 12:36:00
                                                                День правовой помощи детям.

В соответствии с Соглашением о взаимодействии Уполномоченного по правам человека в ЕАО и Управления по Хабаровскому краю Министерства юстиции в ЕАО реализованы мероприятия по проведению Дня правовой помощи детям. Был разработан план мероприятий, проводимых Уполномоченным по правам человека, а также во взаимодействии с другими службами и учреждениями. 

Накануне 20 ноября 2017 года была организован работа «горячей линии » по вопросам, связанным с тематикой Дня правовой помощи, личный прием граждан по вопросам, связанным с защитой прав детей, семей с детьми, отдельных категорий детей, в частности детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. При организации массовых мероприятий было важно участие самих детей, поэтому совместно с Уполномоченным по правам ребенка в ЕАО на базе Детской общественной приемной Центра детской и юношеской книги в г. Биробиджане прошла встреча с воспитанниками детского дома № 2. Ведущая мероприятия – сотрудник Центра детской и юношеской книги С.В.Борисова в красочной и доступной форме рассказала о правах и обязанностях детей, возможных способах их защиты, о том, как в повседневной жизни реализуются права детей. Участники встречи стали активными помощниками ведущей в раскрытии основных понятий права, действующих законов, школьных нормативных актов. Вопросы, заданные школьниками, свидетельствовали о том, что они понимают основные права и обязанности граждан в Российской Федерации. Кроме этого, ребята получили ответы и на личные вопросы, касающиеся их взаимоотношений с родителями, другими родственниками и т.д.. 

Сотрудниками группы по обеспечению деятельности Уполномоченного по правам человека были подготовлены для участников Дня правовой помощи буклеты, содержащие правовую информацию. По опыту проведения Дней правовой помощи детям в прошлые годы данная информация вызывает интерес ребят, используется ими на уроках в школе, а также в повседневной жизни. 


                                                                                ******* 

Ответы на вопросы, поступившие в День правовой помощи детям, на «горячую» линию. 

1. У меня ребенок-инвалид, какие он имеет права на получение образования с учетом состояния здоровья? Татьяна. 


В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. 

Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на: 

1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами; 

2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей; 

3) интеграцию в общество. 

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования. 

Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов. 

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают инвалидов и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов. 

Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования. 

 Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. 

При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения. 

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 

Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. 


2. Объясните порядок записи ребенка на обучение в первый класс, потому что некоторые школы города Биробиджана отказывают уже сейчас. Елена, г. Биробиджан.

В соответствии с п. 8 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 г. N 32 государственная или муниципальная образовательная организация с целью проведения организованного приема граждан в первый класс размещает на информационном стенде, на официальном сайте в сети "Интернет", в средствах массовой информации (в том числе электронных) информацию о: 

- количестве мест в первых классах не позднее 10 календарных дней с момента издания распорядительного акта о закрепленной территории; 

- наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, не позднее 1 июля. 

В соответствии с п. 14 Порядка прием заявлений в первый класс организации, осуществляющей образовательную деятельность ( далее – ОООД) для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года. 

Зачисление в ОООД оформляется распорядительным актом ОООД в течение 7 рабочих дней после приема документов. 

Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. 

ОООД, закончившие прием в первый класс всех детей, проживающих на закрепленной территории, осуществляют прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля. 


3. Разъясните, пожалуйста, какие меры социальной поддержки положены многодетным малообеспеченными семьям. Наталья. г. Биробиджан. 

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" с 1 января 2007 года реализуется закон Еврейской автономной области от 19.09.2006 N 757-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей", в соответствии с которым многодетным семьям предоставляется комплекс мер социальной поддержки. 

Установлена скидка по оплате за коммунальные услуги: с 1 января 2013 года - скидка в размере 50 процентов при оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия), а семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, с 1 января 2013 года - скидка в размере 50 процентов стоимости топлива, приобретаемого в пределах нормативов, установленных правительством области для льготных категорий граждан. 

В целях подготовки детей к школе раз в год предусмотрена ежегодная единовременная выплата в размере 1600 рублей, а для единственного родителя - в размере 3100 рублей, выплачиваемая на каждого ребенка-школьника. 

Кроме указанных мер, областным законом предусмотрено бесплатное обеспечение детей из многодетных семей до достижения ими возраста 6 лет лекарствами, приобретаемыми по рецептам врачей, а также бесплатное посещение областных государственных музеев и библиотек. 

Кроме того, прием в образовательную организацию детей из многодетных семей, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня, осуществляется по выбору семьи либо в образовательную организацию, закрепленную за территорией проживания многодетной семьи, либо в образовательную организацию, в которой проходят обучение другие дети многодетной семьи. Дети из многодетных семей принимаются в дошкольные образовательные организации в первую очередь. Многодетным семьям, имеющим двух и более детей дошкольного возраста, при условии, что размер среднедушевого дохода на каждого члена семьи не превышает двойную величину прожиточного минимума, при отсутствии мест в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях предоставляется компенсация 50 процентов внесенной ими родительской платы за присмотр и уход за ребенком в частных дошкольных организациях, а также в группах ухода и присмотра за детьми. 

Необходимо отметить, что вышеуказанные меры социальной поддержки сохраняются за многодетными семьями так же на время прохождения детьми срочной службы по призыву. В случае, если ребенок (дети) обучается (обучаются) по очной форме обучения, предоставление мер социальной поддержки продолжается до момента окончания обучения при условии, что ребенок (дети) не старше 23 лет и в период обучения он (они) проживает (проживают) совместно с родителями, не имея собственной семьи. 

Многодетным семьям, прибывшим на территорию области, меры социальной поддержки предоставляются с первого месяца их постоянного проживания на территории области, что подтверждается сведениями о регистрации родителей многодетной семьи по месту жительства на территории области. 

Право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим законом, реализуется при предъявлении удостоверения установленного образца, подтверждающего статус многодетной семьи, выдаваемого органами социальной защиты населения. 

В общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Еврейской автономной области, в дни посещения учебных занятий обучающимся из числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей из малоимущих семей предоставляется питание в соответствии с Законом ЕАО от 31.10.2012 N 177-ОЗ "О предоставлении бесплатного питания обучающимся в общеобразовательных учреждениях на территории Еврейской автономной области". 

К детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, относятся дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. 

Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" устанавливает на территории РФ единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. 

В рамках обеспечения благоприятных условий материнства, отцовства и детства правительство области осуществляет деятельность по государственному сопровождению семьи, обеспечивая реализацию комплекса мер социальной поддержки. 

В этой связи принят и реализован закон Еврейской автономной области от 09.12.2004 N 377-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей". Выплата ежемесячного пособия на ребенка производится адресно, при условии, что среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, установленного в области, а для многодетной семьи не превышает двойную величину прожиточного минимума на каждого члена семьи. Ежемесячное пособие на ребенка составляет 120 рублей, а на ребенка из многодетной семьи, который не посещает общеобразовательное учреждение по возрасту, а также на ребенка из многодетной семьи, обучающегося на дому на основании заключения центральной или территориальной психолого-медико-педагогической комиссии - в размере 240 рублей. Ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается до достижения ребенком возраста шестнадцати лет, а на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет. 

Законом ЕАО от 27.06.2012 N 86-ОЗ "О ежемесячной денежной выплате семьям, нуждающимся в поддержке, при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в Еврейской автономной области" предусмотрена ежемесячная денежная выплата семьям, постоянно или временно проживающим на территории Еврейской автономной области и нуждающимся в социальной поддержке, при рождении после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей, в случае если размер дохода семьи не превышает величину денежного дохода в среднем на душу населения по области. 

Указанное пособие выплачивается со дня рождения третьего ребенка или последующих детей на каждого такого рожденного ребенка до достижения им трех лет в размере величины прожиточного минимума для детей, устанавливаемой на территории области ежегодно до 1 ноября на очередной финансовый год в целях установления денежной выплаты. 

В соответствии с Постановлением Правительства ЕАО от 27 апреля 2009 г. N 145-пп, беременные женщины, имеющие доход ниже прожиточного минимума, кормящие матери и дети в возрасте до трех лет, семьи которых имеют доходы ниже прожиточного минимума обеспечиваются полноценным питанием по утвержденному перечню продуктов питания. 

Согласно ст. 1 Закона ЕАО от 29.06.2011 N 965-ОЗ женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка начиная с 1 января 2012 года, женщины, родившие (усыновившие) четвертого ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2012 года, постоянно проживающие на территории области имеют право на получение меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета в виде областного материнского (семейного) капитала. Указанное право возникает, в случае, если аналогичная мера социальной поддержки не была предоставлена в другом субъекте Российской Федерации в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на получение материнского (семейного) капитала. Материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 120000 рублей и ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции. 

Многодетные семьи (имеющие трех и более детей), постоянно проживающие на территории области, имеют право на бесплатное получение земельных участков в собственность для осуществления индивидуального жилищного строительства. Земельные участки предоставляются гражданам однократно в границах населенных пунктов, входящих в состав соответствующих поселений, в которых они проживают.

16.11.2017 10:41:00
                                Важное постановление Верховного суда Российской Федерации.

       

Пленум Верховного суда России принял специальное постановление о порядке отобрания детей у родителей и лишения родительских прав. Это очень чувствительный вопрос, касающийся семей с детьми. Где грань между тем, что является основанием для отобрания ребёнка и желанием чиновников сделать это по своему усмотрению. Как отличить экстренный случай от обычной семейной проблемы, в которую нет необходимости вмешиваться? 

Ответы на эти вопросы даются в Постановлении Пленума Верховного суда. Нельзя забрать ребенка из семьи на том основании, что родители мало зарабатывают. Верховный суд запретил это делать, защищая малоимущие семьи, где низкие доходы, но есть заботливые и любящие родители. 

Постановление объясняет, что считать жестоким обращением с детьми, злоупотребление родительским правом. Постановление содержит такие формулировки, которые исключают расширительное толкование, в частности, прописано, что органы опеки, пришедшие забирать ребёнка, должны иметь официальный акт. Отобрание ребёнка это мера, применение которой возможно в исключительных случаях, в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, и только на основании акта органа власти субъекта РФ либо главы муниципального образования. Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая дает право отобрать ребенка, понимается угроза, очевидно свидетельствующая о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребёнка вследствие поведения родителей. Такие последствия могут быть вызваны отсутствием ухода за ребенком, отвечающего потребностям ребенка в соответствии с возрастом и состоянием ребенка. Например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, отсутствия ухода за грудным ребёнком или оставление его на длительное время без присмотра. 

Родителей могут лишить родительских прав за вовлечение детей в секты, экстремистские организации. Если семья не только неблагополучна, но и опасна – родители приучают детей к алкоголю, запрещают учиться – то органы опеки вправе потребовать лишения родительских прав таких родителей. 

Еще одно разъяснение Верховного суда – жестокое обращение с детьми может выражаться в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними, в покушении на их половую неприкосновенность. 

Подробнее с Постановлением Пленума Верховного суда можно познакомиться в Российской газете № 7424 (258).

14.11.2017 14:11:00
                                    В рамках компетенции Уполномоченного по правам человека.

Основным направлением работы Уполномоченного по правам человека в ЕАО является прием и проверка обращений граждан, когда граждане обращаются к Уполномоченному в случае нарушения их прав, несогласия с принятыми решениями со стороны административных органов, поведением должностных лиц. При этом граждане не испытывают никаких формальных трудностей при обращении к Уполномоченному в любой форме - на личном приеме, посредством телефонной и иной связи, в устном или письменном виде. 

На основе анализа поступающих обращений и жалоб Уполномоченный информирует государственные органы области о положении дел в сфере соблюдения прав граждан, взаимодействует с федеральными и региональными органами на основе заключенных Соглашений и т.д. Во многих случаях Уполномоченный по правам человека действует в целях защиты прав человека совместно с прокуратурой области и муниципальными образованиями. Реализация компетенции Уполномоченного по правам человека в ЕАО позволила за десять месяцев 2017 года рассмотреть 213 обращений граждан, поступивших в его адрес, организовать работу по их рассмотрению, добиться восстановления прав граждан в тех случаях, когда они были нарушены. По сравнению с тем же периодом прошлого года количество обращений возросло. Основными темами обращений стали нарушения трудовых прав граждан, исполнение судебных актов, социальная защита граждан, пенсионные права, права лиц, содержащихся в условиях ограничения свободы. Традиционно немало обращений по вопросам здравоохранения, опеки, образования, связанных с трудной жизненной ситуацией. 

В соответствии с Законом ЕАО «Об Уполномоченном по правам человека в Еврейской автономной области» в работе с обращениями граждан могут приниматься следующие решения: 

- принять жалобу к рассмотрению; 

- оказать гражданину бесплатную юридическую помощь для защиты своих прав; 

- передать жалобу на рассмотрение в государственные, муниципальные органы, должностному лицу для рассмотрения жалобы по существу; 

- отказать в рассмотрении жалобы. 

В работе с обращениями важное значение имеет достижение положительного результата, когда по результатам проверок или взаимодействия со многими структурами права гражданина восстановлены. 

За десять месяцев текущего года с положительным результатом рассмотрены 25 обращений. Среди способов защиты прав граждан по данным обращениям эффективным было оказание помощи в подготовке исковых заявлений в суд, совместные проверки с государственной инспекцией труда, Отделением Пенсионного фонда России по ЕАО, Роспотребнадзором, прокуратурой области, управлением здравоохранения ЕАО, службой судебных приставов по ЕАО. В результате такого взаимодействия удалось решить вопрос переселения многодетной семьи из аварийного жилья, произвести перерасчет гражданам за жилищно-коммунальные услуги, направить ребёнка на операцию в клинику г. Хабаровска и помочь в установлении инвалидности, вернуть имущество собственнику и много других вопросов. Тематика заявлений граждан не ограничивается законом, поэтому в жалобах ставятся вопросы, касающиеся работы медучреждений, ЖКХ, судопроизводства, нарушений политических, социальных и иных прав. Все они подлежат рассмотрению, по ним должны быть приняты решения. 

Работа с обращениями граждан это лишь часть работы, определенной компетенцией Уполномоченного. Но цифры, которые названы в данной информации, тематика обращений свидетельствует о том, какие вопросы волнуют жителей области, в каких сферах нарушаются права граждан. Обращение к Уполномоченному по правам человека - одна из форм защиты прав людей. Как показали результаты работы за 10 месяцев 2017 года, жители области стали чаще обращаться к Уполномоченному по правам человека в ЕАО по всем волнующим их вопросам.

13.11.2017 14:10:00
                                                     Принято положительное решение.

Добровольное переселение граждан в Еврейскую автономную область из других территорий регулируется Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию на условиях самостоятельного трудоустройства и решения жилищного вопроса. Регламент исполнения данной Программы прописан, полномочия органов власти разного уровня определены. Вместе с тем, в практике работы Уполномоченного по правам человека есть обращения граждан, которым отказано в переселении и проживании на территории области. Для того, чтобы разобраться с обращением гражданина, получившего отказ от муниципальной комиссии г. Биробиджана, Уполномоченный провел проверку обоснованности решения об отказе. Как выяснилось, законных оснований принятия отрицательного решения не установлено. 

По повторному обращению гражданина после проведенной проверки принято положительное решение о включении его в состав участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию