Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области

Тексты официальных выступлений и заявлений

1. Выступление на заседании Законодательного Собрания Еврейской автономной области заместителя начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области – начальника отдела экономического и правового обеспечения Сарычевой Е.Н. – 28.09.2012 по вопросу "О реализации областной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Еврейской автономной области" на 2012 год"

Деятельность коммунального комплекса характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды. Причиной возникновения этих проблем является высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость. Отсутствие финансовых ресурсов на реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры приводит к аварийным ситуациям, что отрицательно сказывается на качестве предоставляемых услуг.

Уровень износа тепловых, водопроводных, канализационных сетей составляет более 46 процентов. В большей части котельных, находящихся на балансе предприятий жилищно-коммунального комплекса Еврейской автономной области (далее – области), оборудование котельных морально устарело и имеет физический износ свыше 65 процентов.

Постановлением правительства ЕАО от 06.09.2011 № 414-пп принята областная целевая программа "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Еврейской автономной области" на 2012 год.

Настоящая Программа направлена на повышение надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, обеспечение комфортных и безопасных условий проживания людей, ликвидацию сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, максимальное использование всех доступных ресурсов для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.

Решить проблему повышения качества предоставления коммунальных услуг возможно только путем объединения усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления с привлечением средств внебюджетных источников.

Программой предусматривается предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований области по проектированию, строительству, реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности в размере 95 процентов от общего объема финансовых средств.

Предоставление субсидий осуществляется в порядке и на условиях, определяемых правительством области. Данный порядок принят постановлением правительства области от 07.02.2012 № 36-пп "Об утверждении порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Еврейской автономной области на проведение мероприятий по реализации областной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Еврейской автономной области" на 2012 год.

Отбор муниципальных образований и проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется государственным заказчиком программы – управлением жилищно-коммунального хозяйства энергетики правительства Еврейской автономной области ежегодно в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы на очередной финансовый год.

В программу на 2012 год включено 36 объектов коммунального хозяйства области.

Общий объем финансирования программы за счет всех источников составляет 110 178,19621 тыс. рублей: в том числе за счет средств областного бюджета 97 556,21021 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов 12 621,986 тыс. рублей.

По состоянию на 27.09.2012 года оплачено выполненных работ на сумму 63 573,164 тыс. рублей или 57,7 процента от общего объема предусмотренных средств.

Выполнение в полном объеме составляет по следующим объектам:

  • модернизация участка напорного коллектора МО "Город Биробиджан";
  • замена теплотрассы в с. Желтый Яр и в с. Валдгейм МО Валдгеймское сельское поселение";
  • реконструкция системы водоснабжения в с. Дубовом, 
  • Реконструкция коллектора очистных сооружений в с. Дубовом МО "Дубовское сельское поселение";
  • капитальный ремонт канализационного коллектора в с. Амурзет МО "Октябрьский муниципальный район";
  • реконструкция котельной "Центральная" в пос. Лондоко-завод, 
  • Капитальный ремонт системы холодного водоснабжения в пос. Лондоко-завод, 
  • Реконструкция системы теплоснабжения пос. Хинганск, Капитальный ремонт тепловых сетей в пос. Лондоко-завод, 
  • Монтаж модульной котельной в с. Лондоко МО "Облученский муниципальный район";
  • капитальный ремонт тепловых сетей пос. Теплоозерск МО "Теплоозерское городское поселение";
  • капитальный ремонт котельной "Центральная" в с. Бабстово МО "Бабстовское сельское поселение".

По многим объектам, включенным в программу работы выполнены и оформляются документы в соответствии с порядком предоставления субсидии по реализации данной программы и соглашением, подписанным между госзаказчиком программы – управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства области и получателем субсидии.

Кроме того в программу включены прочие мероприятия:

  • "Увеличение уставного фонда ГП ЕАО "Облэнергоремонт"". Объем финансирования за счет средств областного бюджета 13 538,178 тыс. руб. В рамках данного мероприятия планируется повышение качества и надежности предоставления услуг теплоснабжения областному государственному бюджетному учреждению "Биробиджанский психоневрологический интернат", областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Психиатрическая больница", областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Инфекционная больница", проведение работ по водоподготовке в котельной областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Противотуберкулезный диспансер". По состоянию на 25.09.2012 г. на реализацию мероприятия перечислены средства в размере 13 538,178 тыс. руб.;
  • "Приобретение резервных источников энергоснабжения" - Общий объем финансирования 2488,00 тыс. рублей: в том числе за счет средств областного бюджета 2239,2 тыс. руб., за счет средств местного бюджета 248,8 тыс. руб. Распределение субсидий осуществляется в соответствии с распоряжением правительства Еврейской автономной области № 119-рп. По состоянию на 25.09.2012 оплачено 519,0 тыс. рублей или 20,9 процента от выделенных денежных средств.
  • "Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих и работников администраций муниципальных образований и организаций жилищно-коммунального хозяйства" - Общий объем финансирования 200,0 тыс. рублей: в том числе за счет средств областного бюджета 200,0 тыс. руб. В настоящее время заключен договор на оказание образовательных услуг – проведение курсов по повышению квалификации служащих и работников администраций муниципальных образований и организаций жилищно-коммунального комплекса Еврейской автономной области с учреждением "Центр образовательных программ". Данное мероприятие выполняется в соответствии с поручением президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета РФ 23.11.2010 (№ Пр-3463ГС от 27.11.2010) и Планом мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров муниципальных образований и организаций жилищно-коммунального комплекса на 2011-2016 годы, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 07.10.2011 № 485.

2. Выступления заместителя начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области – начальника отдела инженерной инфраструктуры Коржа А.Ю. по вопросу "О ходе подготовки жилищно-коммунального хозяйства Еврейской автономной области к осенне-зимнему периоду 2012/2013 года"

на РАДИО – ежемесячно по средам.

Пресс-конференция –в сентябре 26.09.2012

На сегодняшний день подготовка к предстоящему отопительному периоду закончена в полном объеме, запланированные объемы подготовительных предзимних работ на территории области выполнены в соответствии с графиками проведения работ в установленные сроки и с надлежащим качеством. По состоянию на 09 октября текущего года общая готовность области к предстоящему отопительному сезону составляет 100 процентов от запланированных объемов.

Работы по подготовке жилищного фонда выполнены в объеме 100 процентов. Промыты и опрессованы внутренние системы тепло и водоснабжения жилищного фонда общей площадью 2066,2 тыс. квадратных метров благоустроенного жилья. Закончены работы по проведению комплексного капитального ремонта 11 многоквартирных домов общей площадью 41,3 тыс. квадратных метров за счет средств "Фонда содействия реформированию ЖКХ" на общую сумму 61,6 млн. рублей (ведется их приемка).

На сегодняшний день подготовлено 121 котельная или 100 процентов из 121 муниципальной котельной имеющейся на территории области. Промыто и опрессовано 281,44 километра теплотрасс или 100 процентов от общего объема; 278,25 километра водопроводных сетей или 100 процентов соответственно.

Проведены работы по замене 9,7 километра ветхих тепловых и 5,6 километра водопроводных сетей, что составляет соответственно 118,7 процента и 107,5 процентов к объему, запланированному на текущий год. На сегодняшний день в области 100 процентная готовность к отопительному периоду по ЦТП (26 из 26) и специальной уборочной технике.

В соответствии с графиками накопления топлива, утвержденными постановлением правительства области от 15.05.2012 № 218-пп "Об основных мероприятиях по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Еврейской автономной к работе в осенне-зимний период 2012/2013 года", при потребности на отопительный сезон в топливе для объектов жизнеобеспечения 508,2 тыс. тонн, по состоянию на 09.10.2012 на угольных складах запасено 118,6 тыс. тонн угля, что составляет 99,3 процента от 45-дневного запаса, утвержденного для муниципальных образований в объеме 119,4 тыс. тонн.

В общей сложности на сегодняшний день на мероприятия по подготовке предприятий жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимний период 2012/2013 года израсходовано средств из бюджетов всех уровней 175,6 млн. рублей или 75,1 процента от запланированного объема.

В области сформирован резерв финансовых средств на общую сумму 16,63 млн. рублей и материально-технических ресурсов на случай возникновения ЧС на сумму 27,0 млн. рублей.

На территории области источников теплоснабжения (котельных) имеющих второй ввод электроснабжения имеется 47 из 121 котельной. Кроме того, для обеспечения бесперебойного прохождения отопительного периода в муниципальных образованиях области имеется в наличии и исправном состоянии 51 передвижных и стационарных дизельных электростанций. Работа по приобретению передвижных и стационарных дизельных электростанций муниципальными образованиями области продолжается. До конца текущего года планируется приобрести еще 15 различных ДЭС.

К началу отопительного периода во всех муниципальных образованиях традиционно сформированы круглосуточные аварийно-диспетчерские службы, которые укомплектованы обученным и аттестованным персоналом и обеспечены необходимыми материально-техническими ресурсами на случай ликвидации ЧС. При выдаче паспортов готовности к отопительному периоду проверяется наличие обученного эксплуатирующего персонала.

3. Выступления заместителя начальника отдела экономического и правового обеспечения управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области Макеевой О.Л. перед членами Ассоциации товариществ собственников жилья Еврейской автономной области "Разъяснение расчетов по начислению ОДН" 03.10.2012 по вопросу "О начислении компенсации части расходов на оплату гражданами коммунальных услуг за горячую воду, холодную воду, водоотведение, газоснабжение и отопление в жилищном фонде, расположенном на территории Еврейской автономной области".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (в ред. 28.03.2012) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" установлен "норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды" - норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме. Суть данных изменений – это разделение платы за коммунальные услуги на индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды.

Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери коммунальных ресурсов во внутридомовых инженерных системах многоквартирного дома) и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Иными словами, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды — это технологические расходы воды по ее доставке потребителю, а не только мытье полов и полив цветов в подъездах жилых домов.

В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации каждый собственник в многоквартирном доме несёт бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме пропорционально доли в праве общей собственности на общее имущество в таком доме.

При расчете расходов на общедомовые нужды по холодному, горячему водоснабжению и отоплению используется общая площадь помещений, входящая в состав общего имущества в многоквартирном доме, т.е. площадь лестничных клеток.

В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 с 01 сентября 2012 года установлены нормативы потребления коммунальных услуг, кроме электроснабжения, приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 30.08.2012 № 30 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета.

С 01 октября 2012 года утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 03.10.2012 № 40 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета".

1 сентября 2012 года вступили в силу новые правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Данными Правилами утвержден новый порядок расчета платы за коммунальные услуги с учетом расходов на общедомовые нужды.

Гражданину должно быть начислено отдельно за индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды. В квитанции указывается, какое количество квадратных метров относится на конкретную квартиру в части доли общего имущества, принадлежащего собственнику в многоквартирном доме.

Далее эти квадраты умножаются на норматив, утвержденный приказом управления, и на тариф коммунальной услуги, утвержденный комитетом тарифов и цен правительства области.

Выступление перед депутатами городской Думы МО "Город Биробиджан" "Разъяснение расчетов по начислению коммунальных услуг в части отопления и компенсации части расходов гражданам за коммунальные услуги" 27.09.2012

1 сентября 2012 года вступили в силу новые правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Данными Правилами утвержден новый порядок расчета платы за коммунальную услугу "отопление" в отопительный период, т.е. граждане должны оплачивать только за период, когда услуга "отопление" была фактически предоставлена.

В соответствии с данным постановлением отопительный период должен начинаться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия.

Заканчиваться отопительный период должен за днем окончания 5-дневного периода в течение, которого среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

Согласно пункту 2.6.9 раздела II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.

За сентябрь в квитанциях, выставленных гражданам, по строке "отопление" сумма должна отсутствовать, т.к. в г. Биробиджан отопительный период начинается обычно в октябре.

В соответствии с законом Еврейской автономной области от 01.12.2010 № 860-ОЗ "О компенсации части расходов на оплату гражданами коммунальных услуг за горячую воду, холодную воду, водоотведение, газоснабжение и отопление в жилищном фонде, расположенном на территории Еврейской автономной области" с января 2011 года предоставляется компенсация части расходов на оплату гражданами коммунальных услуг за горячую воду, холодную воду, водоотведение, газоснабжение и отопление в жилищном фонде, расположенном на территории Еврейской автономной области.

Условием получения компенсации является рост платы граждан за коммунальные услуги до 01.07.2012 более чем на 15 процентов к декабрю 2010 года, с 01.07.2012 более 12 процентов к декабрю 2011 года по каждой коммунальной услуге. На данный момент все, что свыше роста более 12 процентов возмещается гражданину в виде компенсации части расходов за коммунальные услуги.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (в ред. 28.03.2012) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" установлен "норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды" - норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме. Суть данных изменений – это разделение платы за коммунальные услуги на индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды.

Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери коммунальных ресурсов во внутридомовых инженерных системах многоквартирного дома) и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Иными словами, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды — это технологические расходы воды по ее доставке потребителю, а не только мытье полов и полив цветов в подъездах жилых домов.

В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации каждый собственник в многоквартирном доме несёт бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме пропорционально доли в праве общей собственности на общее имущество в таком доме.

При расчете расходов на общедомовые нужды по холодному, горячему водоснабжению и отоплению используется общая площадь помещений, входящая в состав общего имущества в многоквартирном доме, т.е. площадь лестничных клеток.

В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 с 01 сентября 2012 года установлены нормативы потребления коммунальных услуг, кроме электроснабжения, приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 30.08.2012 № 30 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2013 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона (т.е. на 27 ноября 2009 года, статья 49), обязаны обеспечить оснащение таких домов многоквартирных жилых домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Согласно вышеназванному закону РФ управляющая компания, как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязана довести до собственников жилых домов и собственников помещений в многоквартирных домах информацию о вводимых требованиях в законодательстве до потребителя услуг, т.е. об оснащении коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Собственники помещений в многоквартирных домах, жилых домов, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению жилых помещений приборами учета, должны обеспечить допуск ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. При этом граждане – собственники жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домов могут оплачивать равными долями в течение пяти лет с даты установки приборов учета расходы организаций на установку этих приборов учета при условии, что собственниками не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

4. Выступление начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства области Клейменова С.В. на расширенном заседании правительства Еврейской автономной области по вопросу «Об итогах прохождения осенне-зимнего отопительного периода 2015/2016 года и планах подготовки к предстоящему отопительному периоду 2016/2017 года» 28.04.2016

Сегодня в преддверии окончания отопительного сезона необходимо подвести итоги, а также рассмотреть задачи по подготовке к зиме, которые стоят перед нами в предстоящий отопительный период. 
Подготовка объектов энергетики и коммунального комплекса области к отопительному периоду 2015/2016 года проводилась в соответствии с планами мероприятий, утвержденными муниципальными образованиями области и постановлением правительства области от 23.04.2015 № 166-пп «Об основных мероприятиях по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Еврейской автономной к работе в осенне-зимний период 2015/2016 года».
Управлением ЖКХиЭ правительства области в период подготовки к отопительному периоду осуществлялся еженедельный мониторинг выполнения плановых мероприятий. Также, совместно с представителями Ростехнадзора по ЕАО осуществлялись плановые проверки готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства к предстоящему отопительному периоду. Особую тревогу при подготовке к осенне-зимнему отопительному периоду 2015/2016 года вызывал Биробиджанский и Смидовичский муниципальные районы, где по причине задолженности за электрическую энергию были отключены большинство котельных от электроснабжения, а предприятия коммунального комплекса в течение нескольких лет накапливали долги перед Энергосбытом. В первую очередь это предприятия Биробиджанского муниципального района, учредителями которых является Гурский В.А., и МУП «Водоканал» в г. Биробиджане. Задолженность только по этим предприятиям за поставленную электроэнергию в декабре 2015 года составляла порядка 20,0 млн. рублей.
Практически все запланированные мероприятия выполнены в полном объеме и в установленные сроки. Исключение составили несколько поселений, а именно: с. Амурзет, где продолжались работы по укреплению здания котельной «Амурская» и пос. Волочаевка-2 – ремонт первого котла в котельной «Центральная». В связи со сложившейся ситуацией в поселке отсутствует горячее водоснабжение.
В соответствии с планами мероприятий наибольшее внимание при подготовке объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства в 2015 году уделено реконструкции теплогенерирующих источников с заменой котлов и вспомогательного оборудования в населенных пунктах области, капитальному ремонту наружных тепловых и водопроводных сетей, модернизации систем водоснабжения и водоотведения, подготовке жилищного фонда к осенне-зимней эксплуатации. Проведена замена, либо капитальный ремонт 22 водогрейных котлов. Подготовлены 120 отопительных котельных из 122. В полном объеме промыты и опрессованы теплотрассы (262,2 км) и водопроводные сети (277,0 км). Проведены работы по замене 4,1 км тепловых сетей, 4,0 км водопроводных сетей и 0,6 км канализационных.
На Биробиджанской ТЭЦ проведены комплексные мероприятия по подготовке к предстоящему ОЗП, в том числе выполнены работы по замене участка трубопровода рядом с ТРЦ «Гигант» по ул. Шолом-Алейхема и ТЦ «Звезда» по ул. Бумагина, проведены текущие работы по ремонту котельного оборудования.
На подготовку к отопительному периоду 2015/2016 года было израсходовано 112,0 млн. рублей, в том числе: 29,9 млн. рублей – средства областного бюджета; 34,4 млн. рублей – средства бюджетов муниципальных образований и 47,7 млн. рублей – средства предприятий.
Тем не менее, в целях надежного и бесперебойного функционирования инженерных сетей необходимо проводить ежегодно их замену не менее 6 процентов от общей протяженности, что, к сожалению, в связи с дефицитом бюджетов всех уровней не выполняется. Так в 2015 году заменено лишь 1,5 процентов тепловых сетей (1,3% в 2014г.), 1,4 процентов водопроводных сетей (0,5% в 2014г.) и 0,3 процентов канализационных сетей (0,8% в 2014 году).
В соответствии с графиками накопления топлива, утвержденными вышеуказанным постановлением правительства области на угольных складах было запасено 26,6 тыс. тонн угля, что составляло 70 процентов от 45-дневного запаса, утвержденного для муниципальных образований. Накопление 45-дневного запаса в полном объеме осуществили в городе Биробиджане (по котельным ООО «Бирэнерго»), Октябрьском и Смидовичском муниципальных районах. На СП «Биробиджанская ТЭЦ» г. Биробиджан запас угля составлял выше нормативного (44,5 тыс. тонн). В Облученском, Ленинском и Биробиджанском муниципальных районах до начала отопительного периода 45-дневный запас угля не был сформирован в установленных объемах.
Отдельные организации топливно-энергетического комплекса области испытывали и испытывают сложности в приобретении твердого топлива из-за образовавшейся задолженности в части выплат правительством области компенсаций организациям, осуществляющим начисления за поставленную тепловую энергию.
Кроме того, не смотря на принимаемые администрациями муниципальных районов, городского округа и управляющими компаниями меры по взысканию задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги сбор просроченной задолженности с населения, бюджетных учреждений и прочих потребителей (наибольшая часть – население) осуществляется на недостаточном уровне. (Так, по состоянию на 01.02.2016 подано исков – 15 041 (276,3 млн. рублей), оплачено добровольно до судебного решения – 1 305 (109,3 млн. рублей) и по искам получено судебных решений о взыскании задолженности всего лишь – 9 469 (130,1 млн. рублей). Судебными приставами возбуждено исполнительных производств – 9 448 (204,3 млн. рублей), из них окончено в связи с фактическим исполнением – 7 039 (106,9 млн. рублей) и возвращено исполнительных документов предприятиям в виду невозможности взыскания – 520 (24,3 млн. рублей).
В 2015 году в рамках реализации государственной программы Еврейской автономной области «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» на 2015-2018 годы, утвержденной постановлением правительства области от 17.03.2015 № 110-пп принята государственная программа Еврейской автономной области «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» на 2015-2018 годы, выполнены работы на 9 объектах на общую сумму 33 789,3 тыс. рублей.

 
№ п/п Наименование объекта Объем финансирования
Всего ОБ МБ
1 Реконструкция котельной «Групповая» в
пос. Николаевка
4 000,0 3 600,0 400,0
2 Реконструкция системы водоснабжения в
пос. Николаевка
4 400,0 3 960,0 440,0
3 Реконструкция котельной в пос. Кульдур 6 300,0 5 670,0 630,0
4 Капитальный ремонт топливоподачи центральной котельной пос. Теплоозерск 6 350,0 5 715,00 635,00
5 Реконструкция котельной в с. Калинино 4 600,0 4 140,0 4600,0
6 Реконструкция системы водоснабжения
с. Ленинское (СХТ)
2 111,0 1 900,0 211,0
8 Реконструкция котельной в с. Валдгейм 1 300,0 1 000,0 300,0
9 Реконструкция котельной в с. Найфельд 3 900,0 3 000,0 900,0
10 Реконструкция системы водоотведения пос. Кульдур 1 130,0 1 015,0 115,0

Из общего объема финансирования государственной программы 2015 года в сумме 33 789,3 тыс. рублей на подготовку к отопительному периоду было израсходовано лишь порядка 13 000,0 тыс. рублей, оставшиеся более 20 000,0 тыс. рублей – это финансовые средства, работы по которым были выполнены в 2014 году и оплата за которые была предусмотрена в 2015.
В целях исполнения требований федерального закона от 27.07.2010     № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также Приказа министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении правил оценки готовности к отопительному периоду» все муниципальные образования области обязаны были получить паспорта готовности к отопительному периоду в срок до 15.11.2015.
По состоянию на 17.11.2015 были получены паспорта готовности только в следующих муниципальных образованиях:
1. МО г. Биробиджан.
2. МО Приамурское городское поселение;
3. МО Облученское городское поселение;
4. МО Теплоозерское городское поселение;
5. МО Известковское городское поселение;
6. МО Волочаевское сельское поселение;
7. МО Камышовское сельское поселение;
8. МО Смидовичское городское поселение.
Все необходимые требования для получения паспорта готовности МО, теплоснабжающих организаций определены вышеуказанными нормативными документами. По мнению руководителя Биробиджанского Ростехнадзора главы органов местного самоуправления не проявили должной заинтересованности в данном вопросе. Хочу отметить, что при всех имеющихся недостатках в готовности МО вопрос можно решить положительно, как пример г. Биробиджан. Надеюсь, что главы МО приложат максиму усилий к тому, чтобы паспорта в предстоящий подготовительный период, были получены в установленные постановлением правительства области сроки со 100 процентным результатам.
Отопительный период на территории области был начат в соответствии с распорядительными документами глав муниципальных образований практически на всей территории области в период с 01 октября по 12 октября 2015 года за исключением 3 населенных пунктов Биробиджанского муниципального района (Бирофельд, Найфельд, Дубовое), где по состоянию на 12.10.2015 отопительные котельные свою работу так и не начали по причине отключения котельных от электроснабжения, из-за не урегулирования вопросов по реструктуризации образовавшейся задолженности за поставленную электрическую энергию с
ПАО «ДЭК» «Энергосбыт ЕАО». 
На сегодняшний день общая ситуация по прохождению отопительного периода во всех муниципальных образованиях области стабильная и проходит без значительных аварийных сбоев. Все объекты и системы жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса функционируют в штатном режиме.
Работа, проводимая в области по подготовке к осенне-зимнему периоду 2015/2016 года, позволила значительно сократить количество аварийных и внештатных ситуаций. Все возникавшие аварийные ситуации и технологические сбои на коммунальных объектах устранялись оперативно и в нормативные сроки.
Практически во всех муниципальных образованиях области ситуация была стабильная, без значительных аварий и поломок. Технологическое оборудование (котлы, насосы, двигатели и пр.), которое было отремонтировано, заменено, реконструировано, либо приобретено новое и установлено в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду 2015/2016 года, показало себя с хорошей стороны и на протяжении всего срока эксплуатации нареканий не вызывало.
Единственный серьезный аварийный случай был зафиксирован 12.01.2016. В результате порыва трубопровода квартальных тепловой сети в районе пос. им. Бумагина муниципального образования «Город Биробиджана». От теплоснабжения и горячего водоснабжения было отключено 49 многоквартирных жилых домов и 4 социально значимых объекта (детские сады №№ 21, 48, дом ребенка № 17, МДОУ СОШ № 5). Всего под отключение попало 5200 человек, в том числе 1750 детей. Устранение порыва было завершено в нормативные сроки. Кроме того, отмечались факты снижения температуры теплоносителя на выходе из котельных, и как следствие нарушение температурного режима в жилых помещениях с. Валдгейм Биробиджанского района (из-за отсутствия у предприятий, учредителем которых является Гурский В.А. достаточного количества твердого топлива и возникшей в свою очередь необходимостью в экономии угля), в пос. Известковый Облученского района (из-за завоза низкокалорийного и некачественного угля).
Проблемы с обеспечением топлива в этот отопительный период были и в Биробиджанском районе особенно в начале отопительного периода. Продолжались они до тех пор пока в районе не предприняли необходимых мер по замене ресурстноснабжающей организации.
Из-за недостаточности финансовых средств, и как следствие неурегулированные отношения с поставщиками твердого топлива напряженная обстановка по обеспечению топливом была и в Смидовичском и Облученском районах.
Так же, в пос. Бира Облученского района было допущено промерзание водовода по ул. Бирской, в результате которого два многоквартирных дома практически месяц оставались без централизованного водоснабжения.
Возникали аварийные ситуации при работе котельного оборудования СП «Биробиджанская ТЭЦ» в виду его большого износа и не проведения необходимых мер по модернизации оборудования в течение длительного периода времени, которые в свою очередь оказывали влияние на теплоснабжение отдельных районов г. Биробиджана.
Кроме того, возникавшие нештатные ситуации по причине перебоев электроснабжения в Николаевском городском и Бабстовском сельском поселениях в очередной раз показали неспособность отдельных котельных и водозаборных сооружений работать в автономном режиме, ввиду отсутствия резервных источников электроснабжения, либо по техническим причинам не возможностью их подключения и применения, что при отрицательных температурах не допустимо.
Управлением ЖКХиЭ в рамках взаимодействия по линии ЕДДС осуществляется ежедневный мониторинг состояния дел в коммунальном и топливно-энергетическом комплексе.
Еженедельно вопросы прохождения отопительного периода рассматриваются на аппаратных совещаниях при губернаторе области, кроме того, оперативные службы доводят информацию ежедневно.
Подготовка к предстоящему ОЗП 2016/2017 года
Зимний отопительный период 2015/2016 года близится к завершению и уже сейчас необходимо планировать работы по комплексной подготовке объектов коммунального комплекса к предстоящему отопительному периоду 2016/2017 года.
В целях решения проблем, не терпящих отлагательств, был сформирован перечень объектов, которые необходимо реконструировать и капитально отремонтировать в текущем году за счет средств областного бюджета и включаемых в реализацию государственных программ. С учетом поданных заявок муниципальных образований области управлением ЖКХиЭ был сформирован перечень мероприятий государственной программы Еврейской автономной области «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» на 2016 год, утвержденной постановлением правительства области от 17.03.2015 № 110-пп, с общим объемом финансирования 44 444,0 тыс. рублей.
Наиболее острые вопросы, были включены программу – это в первую очередь реконструкция системы канализации в пос. Николаевка, системы водоотведения в пос. Кульдур, работы по которой были начаты в 2015 году и планируются к завершению в 2016 году. А также, проведение мероприятий по реконструкции котельной в пос. Волочаевка-2 с заменой основного водогрейного котла и восстановлением горячего водоснабжения.

 
№ п/п Наименование объекта Объем средств
1 Реконструкция системы водоотведения в пос. Кульдур 3 500,0
2 Замена экономайзера котла КВм-1,86-95 на котельной «Амурская» в с. Амурзет 1 033,0
3 Замена дымогарной трубы на котельной «Центральная» в с. Амурзет 2 000,0
4 Реконструкция системы водоснабжения в с. Найфельд 3 300,0
5 Реконструкция системы водоснабжения с. Аур 2 000,0
6 Реконструкция центральной котельной в пос. Волочаевка-2 8 000,0
7 Реконструкция системы водоотведения в пос. Николаевка 7 500,0
8 Реконструкция главного напорного коллектора от камеры воздухосборника до ОСК в г. Биробиджане 11 111,0
9 Реконструкция сетей тепло-, водоснабжения в с. Башмак 3 000,0
10 Разработка проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений в с. Ленинское 3 000,0
ИТОГО 44 444,0

Однако в связи с тяжелым финансовым положением в бюджете Еврейской автономной области данная программа будет сокращена и, к сожалению, некоторые объекты придется исключить. Также это обусловлено сформировавшейся за прошлый год кредиторской задолженностью, не выплаченной организациям за выполненные работы, а это более
11,0 млн. рублей.
С целью организованного проведения работ по подготовке объектов энерго-, тепло-, водоснабжения, жилищного фонда, объектов жизнеобеспечения населенных пунктов области к осенне-зимнему сезону 2016/2017 года в настоящее время управлением ЖКХиЭ разработан проект постановления правительства области «Об основных мероприятиях по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Еврейской автономной области к работе в осенне-зимний период 2016/2017 года», которое будет утверждено 28.04.2016.
Необходимо отметить, что в 2015 году в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и законом Еврейской автономной области от 17.11.2014 № 607-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления местного самоуправления в Еврейской автономной области», полномочия по подготовке объектов коммунального комплекса к зимней эксплуатации с 1 января 2015 года сельские поселения передали на уровень муниципальных районов. В этой связи хотелось бы напомнить органам местного самоуправления требования п.п. 1 п. 1 статьи 6 федерального закона от 27 июля 2010 года № 190 «О теплоснабжении», в котором сказано, что организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере теплоснабжения.
В связи со сложной ситуацией в бюджете области в 2016 году органам местного самоуправления и предприятиям коммунального комплекса необходимо рассчитывать лишь на свои силы и в рамках утвержденных тарифов, и инвестиционных программ, а также рассматривать возможность (при необходимости) о привлечение заемных средств, как на реконструкцию, так и на проведение ремонтных работ эксплуатируемых объектов. Внедрение современных технологий и использование энергосберегающих материалов и средств.
График работ по подготовке к предстоящему осенне-зимнему периоду должен выполняться неукоснительно. Работы по подготовке к новому отопительному сезону начинать нужно уже сегодня, чтобы пройти его безаварийно, без коммунальных происшествий.
Не могу не затронуть вопрос подготовки к предстоящему отопительному периоду Биробиджанской ТЭЦ.
Анализ прохождения прошедшего отопительного периода вызывает тревогу и обеспокоенность по фактам ненадежной работы, как основного оборудования, так и тепло магистральных сетей Биробиджанской ТЭЦ.
Город Биробиджан является административным центром Еврейской автономной области, теплоснабжение которого на 80 процентов осуществляется от Биробиджанской ТЭЦ, и от устойчивой работы объекта зависит нормальное функционирование города.
Существенное влияние на надежность системы теплоснабжения имеет техническое состояние тепловых сетей, характеризуемое наличием ветхих, подлежащих замене трубопроводов. Около 70 процентов магистральных тепловых сетей Биробиджанской ТЭЦ отработало более 25 лет.
Необходимо отметить, что в последнее время участились случаи снижения параметров теплоснабжения города по причине не стабильной работы основного и вспомогательного оборудования ТЭЦ. Причиной этого является крайняя изношенность основного и вспомогательного оборудования Биробиджанской ТЭЦ.
Оборудование отработало нормативный срок эксплуатации и требует ежегодных экспертных заключений, значительного увеличения объемов ремонтных работ, либо его замены. Экспертными организациями продлевается срок эксплуатации оборудования, при этом имеется оборудование, эксплуатация которого запрещена.
На основании вышеизложенного возникает необходимость в принятие экстренных мер, направленных на кардинальное изменение создавшейся ситуации, исключающих возникновение аварийных случаев.
Для надежной работы Биробиджанской ТЭЦ и стабильного теплоснабжения города Биробиджана необходимо увеличивать объемы ремонтных работ на предстоящий подготовительный период, рассматривать перспективы реконструкции Биробиджанской ТЭЦ или рассматривать вопрос о строительстве нового объекта.
Принимая во внимание обеспокоенность правительства области в вопросе подготовки указанного объекта к предстоящему отопительному периоду на имя генерального директора ОАО «ДГК» готовится и будет направлено письмо о необходимости принятия экстренных мер, направленных на кардинальное изменение создавшейся ситуации.
Не маловажный вопрос, на который хотелось обратить внимание руководителей органов местного самоуправления это наличие резервных источников электропитания. По представленной Вами же информации на сегодняшний день на 122 котельные и 169 водозаборов приходится всего 80 резервных источников, как стационарных (50), так и передвижных (30), что составляет 30% от необходимого количества.  При подготовке к отопительному периоду главы поселений  должны приложить максимум усилий для исправления ситуации по обеспечению объектов обеспечивающих жизнедеятельность резервными источниками питания.
Основные задачи подготовки к отопительному сезону 2016/2017 года, стоящие перед энергоснабжающими организациями, заключаются в выполнении в полном объеме ремонтных и инвестиционных программ энергокомпаний, накопления установленных нормативных запасов топлива, материалов, а также в обеспечении прохождения субъектами электроэнергетики опасных периодов (паводок, пожароопасный период, аномальные погодные явления).
Существенным препятствием для развития и нормального функционирования жилищно-коммунального комплекса является значительный объем накопленной кредиторской и дебиторской задолженности организаций, а также задолженность областного бюджета по компенсации организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, части потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги на территории области.
Основной причиной образовавшейся кредиторской задолженности у предприятий жилищно-коммунального комплекса является долг потребителей (управляющие компании, ресурсоснабжающие организации, население) за поставленные ресурсы.
В настоящее время предприятиями ЖКХ ведется работа по взысканию задолженности с потребителей. Подаются исковые заявления в суд. На счета предприятий должников судебными приставами налагаются аресты, в связи с исполнительными производствами в пользу предприятий ЖКХ.
С января 2015 года управление ЖКХиЭ является уполномоченным органом по выплате организациям коммунального комплекса компенсации части потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги на территории области. Состояние бюджета области не позволяет в полной мере и своевременно выплачивать установленную компенсацию. Это в свою очередь ведет к нарушениям договорных обязательств между поставщиками топлива и энергоресурсов и организациями коммунального комплекса. Большинство организаций накопили долги перед поставщиками угля за прошедший отопительный период.  Чтобы начать своевременную заготовку топлива на предстоящий отопительный период все организации, очень надеются на средства, указанной компенсации. 
Наибольший удельный вес в суммарной дебиторской задолженности – более 70 процентов, приходится на долги за жилищно-коммунальные услуги нанимателей и собственников жилых помещений. В денежном выражении они составляют на данный момент более 832,5 млн. рублей (в 2015 году – 730,0 млн. рублей).
Существующие долги населения серьезно мешают нормальному функционированию отрасли. По представленным данным муниципальных образований области по состоянию на 01.04.2016 собираемость платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в целом по области составляет – 89,8 процента (в 2015 году за аналогичный отчетный период – 98,2 процента).
Низкий уровень платежей граждан является одной из причин недополучения доходов организациями жилищно-коммунального хозяйства, что в свою очередь сказывается на качестве предоставляемых ими услуг.
Одним из важных вопросов качественной и своевременной подготовки к предстоящему отопительному периоду следует отметить не урегулированные отношения предприятий ЖКХ муниципальных образований с филиалом «Энергосбыт ЕАО» ПАО «Дальневосточная энергетическая компания».
Общая задолженность предприятий ЖКХ области за потребленную электроэнергию по состоянию на 01.03.2016 составила 108,6 млн. рублей, в 2015 году на тот же отчетный период – 101,7 млн. рублей, а в 2014 году – 69,2 млн. рублей (тенденция к росту), в том числе:
- в Биробиджанском муниципальном районе – 10,8 (9,3 млн. рублей в 2015 году);
- в г. Биробиджане – 23,5 млн. рублей (16,6 млн. рублей в 2015 году);
- в Ленинском муниципальном районе – 3,2 млн. рублей
(4,1 млн. рублей в 2015 году);
- в Облученском муниципальном районе – 47,7 млн. рублей
(55,7 млн. рублей в 2015 году);
- в Октябрьском муниципальном районе – порядка 2,0 млн. рублей
(1,1 млн. рублей в 2015 году);
- в Смидовичском муниципальном районе – 21,4 млн. рублей
(14,9 млн. рублей в 2015 году).
Из этого видно, что в отдельных муниципальных образованиях имеется тенденция к росту задолженности.
По состоянию на 12 апреля 2016 года в управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства области с начала
2015 года поступило от предприятий коммунального комплекса заявок на выплату компенсаций на общую сумму 645,4 млн. рублей. Выплачено с учетом 2016 года – 371,5 млн. рублей. На сегодняшний день задолженность составляет порядка 273,9 млн. рублей с учетом невыплаченной задолженности за 2015 год – 163,2 млн. рублей.
Данные средства могли бы пойти на погашение задолженности ресурсоснабжающих организаций за поставленную электрическую энергию и топливные ресурсы.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон 115-ФЗ) немаловажным вопросом является необходимость в срок до 01.07.2016 передачи на территории области объектов коммунального комплекса в концессию.
В целях решения данной проблемы, а также исполнения федеральных законов от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011
№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на уровне муниципальных образований, необходимо предпринимать меры по передаче принадлежащее им имущество (объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) в концессию предприятиям коммунального комплекса.
Что такое концессия — это в первую очередь форма государственно-частного партнерства, которая предусматривает передачу государственного имущества  на определенный срок частному инвестору, который должен осуществить строительство (реконструкцию) переданного имущества и имеет право получать доход от его использования.
Концессия на сегодняшний день является наиболее проработанной формой ГЧП для привлечения инвестиций в коммунальную сферу с позиции баланса интересов частного и государственного партнеров.
Основными плюсами концессии являются:
- обеспечение для частного инвестора разносторонних гарантий, повышающих возвратность вложенных средств и снижающих инвестиционные риски: гарантия использования метода регулирования, долгосрочных параметров регулирования, фиксация правил регулирования тарифов на момент заключения концессии, гарантия объема выручки,  при изменении нормативных правовых актов;
- прозрачность конкурсных процедур и четкие правила формирования условий концессии в процессе конкурса: условия концессии определяются конкурсной документацией и наилучшим конкурсным предложением, победитель определяется на основании ценового критерия -  дисконтированной валовой выручки (суммы тарифных и бюджетных средств, требуемых концессионеру для осуществления инвестиционных и эксплуатационных обязательств);
- сохранение имущества в государственной собственности.
Существенными условиями концессии в коммунальной сфере являются:
- долгосрочные параметры и метод регулирования тарифов;
- задание и основные мероприятия, определяющие обязательства по созданию (реконструкции) объекта соглашения;
- предельный размер средств на создание (реконструкцию) объекта соглашения;
- плановые значения показателей деятельности концессионера (в том числе показателей качества, надежности и энергоэффективности);
- порядок возмещения расходов концессионера, не возмещенных к моменту окончания концессионного соглашения.
Концессия муниципальной собственности является, несомненно, перспективным способом решения задач и проблем социально-экономического развития муниципального образования за счет привлечения бизнеса.
На сегодняшний день на территории Еврейской автономной области все объекты коммунального комплекса прошли государственную регистрацию в соответствующих органах и находятся в аренде у ресурсоснабжающих организаций. По объектам, на которые заканчивается срок аренды, готовятся документации по передачи в концессионные соглашения.
В области сформирован и утвержден распоряжением губернатора области от 26.11.2013 № 509-рг график проведения конкурсных процедур по передаче в концессию объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности и расположенных на территории Еврейской автономной области. График утвержден в разрезе муниципальных образований области адресно по объектам на период с 2015 по 2018 год, и размещен на официальном интернет-портале органов государственной власти Еврейской автономной области в разделе «Законодательство».
В настоящее время на территории области предприятия коммунального комплекса, заключившие концессионные соглашения с муниципальными образованиями области отсутствуют по причине действующих сегодняшнего времени договоров аренды на объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Вместе с тем, муниципальными образованиями области ведется работа по подготовке и размещению на официальных сайтах Российской Федерации перечней объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
Трансформация действующих договоров аренды объектов коммунальной инфраструктуры в концессионные соглашения с установлением соответствующих обязательств по модернизации (реконструкции) указанных объектов, а также достижению показателей надежности и качества поставляемых ресурсов, планируется на территории Еврейской автономной области до 01 июля 2016 года.
Все мы прекрасно знаем, что для ликвидации аварийных ситуаций в области на базе МЧС сформирован запас материально-технических средств. Практически все муниципальные образования этими запасами пользовались и не один раз. Но почему-то не все стремятся, как можно быстрее эти запасы возвратить. Этот процесс растягивается на многие месяцы, а то и годы. В случаях применения оборудования и материально-технических средств из резервного запаса МЧС России по ЕАО, при ликвидации произошедших чрезвычайных ситуаций на тех или иных объектах необходимо в кратчайшие сроки принять все необходимые меры по их возвращению и восстановлению запаса.
Хочу напомнить, что итогом подготовки объектов коммунального комплекса к предстоящему отопительному периоду является получение паспортов готовности поселений. Надеюсь, что в этом году главы приложат максиму усилий к тому, чтобы паспорта были получены в установленные постановлением правительства области сроки со 100 процентным результатам.
Заканчивая свое выступление, хочется еще раз обратить внимание руководителей  всех уровней, что в предстоящий подготовительный период необходимо рассчитывать только на свои силы. Прошедший отопительный период показал, что при правильном, бережном, умелом обращении технология работает без поломок и аварий.