Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области

Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений

ПОРЯДОК
обжалования нормативных правовых актов и иных решений,
действий (бездействия) управления сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, и его должностных лиц

Обжалование нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) управления сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее – управление), и его должностных лиц, осуществляется в порядке, установленном статьей 46 Конституции Российской Федерации, главами 24 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), главами 23 и 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

1.Обжалование нормативных правовых актов управления в судах общей юрисдикции

1.1 Гражданин и организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом управления или иным его решением, действием (бездействием), нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, вправе обратиться в соответствии с главой 24 ГПК РФ в суд с заявлением о признании нормативного правового акта управления, противоречащим закону полностью или в части.

Заявление может быть подано по усмотрению гражданина либо в суд по месту жительства, либо в суд по месту нахождения органа государственной власти, должностного лица.

Подача заявления в суд о признании нормативного правового акта управления противоречащим закону полностью или в части, не приостанавливает его действие.

1.2. Согласно статье 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

1.3. Решение суда о признании нормативного правового акта управления или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении суда после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт управления. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение суда или сообщение о нем публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты управления.

1.4. На решение суда, о признании нормативного правового акта управления или его части недействующими, принятого по первой инстанции в порядке, установленном главой 40 ГПК РФ, может быть подана жалоба.

1.5. Решение суда о признании нормативного правового акта управления недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

2. Обжалование решений управления, его действий (бездействия) в судах общей юрисдикции

2.1. Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям органов государственной власти, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, принятые органами государственной власти, должностными лицами, содержащие властное волеизъявление, порождающие правовые последствия для граждан и организации, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

К действиям органов государственной власти, должностных лиц относятся их действия, которые не облечены в форму решения, но повлекли нарушение прав и свобод граждан их законных интересов, а также законных интересов организаций или создавшие препятствия к их осуществлению.

К бездействиям органов государственной власти, должностных лиц относится неисполнение ими обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными правовыми актами, определяющими полномочия органов государственной власти, должностных лиц, в результате чего нарушены права и свободы граждан, их законные интересы, а также законные интересы организации, или созданы препятствия к их осуществлению.

2.2. Гражданин согласно статье 256 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения управления, его действия (бездействия) в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Заявление гражданина рассматривается судом в течение 10 дней. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.

2.3. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения управления до вступления решения суда в законную силу.

2.4. В случае признания заявления гражданина обоснованным, суд принимает решение об обязанности управления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

2.5. Для устранения допущенного нарушения закона решение суда направляется в управление в течение 3-х дней со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда исполняется по правилам, установленным статьей 206 ГПК РФ.

3. Оспаривание нормативных правовых актов управления в арбитражных судах

3.1. В соответствии с главой 23 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой aкт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

3.2. Порядок подачи заявлений в арбитражный суд об оспаривании нормативного правового акта установлен главой 23 АПК РФ. Требование к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим установлены статьей 193 АПК РФ.

3.3. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта управления.

3.4. Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта управления от своего требования, признание требования управления, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.

3.5. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

3.6. Нормативный правовой акт управления или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда и должны быть приведены управлением в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

3.7. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта управления направляется арбитражным судом в официальные печатные издания, в которых был опубликован оспариваемый акт и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

4. Оспаривание ненормативного акта управления, его решений, действий (бездействия) в арбитражных судах

4.1. В соответствии с главой 24 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта управления, незаконным его решения, действия (бездействия), если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт управления, его решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности или что оспариваемый ненормативный правовой акт управления, его решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

4.2. Заявление может быть подано гражданином, организацией в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

4.3. Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными установлены в статье 199 АПК РФ.

4.4. Действие оспариваемого ненормативного правового акта управления, его решения может быть приостановлено арбитражным судом по ходатайству заявителя.

4.5. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений, действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт управления, его решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта управления недействительным, или незаконными его решение, действия (бездействие).

4.6.Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

4.7. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта управления полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Порядок обжалования результатов конкурса на замещение вакантных должностей

В соответствии с Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 27 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации).

 

В случае если кандидат не согласен с результатами проведения конкурса, он вправе осуществлять защиту своих нарушенных прав и интересов в досудебном и судебном порядке.

Индивидуальные служебные споры в управлении сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее – управление) с государственными гражданскими служащими Еврейской автономной области, замещающими должности государственной гражданской службы Еврейской автономной области в управлении (далее – гражданские служащие), либо гражданами Российской Федерации, поступающими на государственную гражданскую службу Еврейской автономной области или ранее состоявшими на государственной гражданской службе Еврейской автономной области в управлении (далее – граждане), рассматриваются в управлении Комиссией по индивидуальным служебным спорам (далее – Комиссия) (в соответствии с приказом управления от 27.07.2018 № 71).

Комиссия рассматривает разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в Комиссию.

Служебный спор рассматривается Комиссией в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

Комиссия рассматривает служебные споры по поступившим в Комиссию письменным заявлениям от гражданских служащих (граждан), которые регистрируются в журнале секретарем комиссии в день поступления.

Комиссия рассматривает служебные споры в случае, если гражданский служащий (гражданин) обратился в Комиссию с письменным заявлением в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении его права.

В случае пропуска гражданским служащим (гражданином) этого срока Комиссия с учетом конкретных обстоятельств может принять решение о восстановлении этого срока и рассмотрении служебного спора по существу.

В случае если Комиссия примет решение, что срок обращения гражданским служащим (гражданином) в Комиссию пропущен без уважительных причин, то Комиссия выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Служебный спор рассматривается Комиссией в течение десяти календарных дней со дня подачи гражданским служащим (гражданином) заявления в его присутствии или в присутствии уполномоченного им представителя.

Рассмотрение служебного спора в отсутствии гражданского служащего (гражданина) или уполномоченного им представителя допускается лишь по письменному заявлению гражданского служащего (гражданина).

В случае неявки гражданского служащего (гражданина) или уполномоченного им представителя на заседание Комиссии рассмотрение служебного спора откладывается.

В случае повторной неявки гражданского служащего (гражданина) или уполномоченного им представителя без уважительных причин на заседание комиссии Комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает гражданского служащего (гражданина) права подать заявление о рассмотрении служебного спора повторно, о чем секретарь Комиссии уведомляет гражданского служащего (гражданина) письменно.

Комиссия имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По запросу Комиссии представитель нанимателя (его представители) в установленный Комиссией срок представлять ей необходимые документы.

Комиссия принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении Комиссии указываются:

- фамилия, имя, отчество, должность обратившегося в комиссию гражданского служащего (гражданина);

- даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

- фамилии, имена, отчества членов Комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

- существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

- результаты голосования.

Копии решения Комиссии, подписанные председателем комиссии и его заместителем и заверенные печатью, вручаются гражданскому служащему (гражданину) и представителю нанимателя или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения.

Решение Комиссии может быть обжаловано в суде любой из сторон служебного спора в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии.

 24.06.2019