Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области

Тексты официальных выступлений и заявлений

20 февраля 2019 года

Выступление заместителя начальника управления по опеке и попечительству Еврейской автономной области А.В. Нещётной на совещании в комитете образования Еврейской автономной области на тему: «Правовые аспекты помещения под надзор детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в областные государственные учреждения Еврейской автономной области»

В соответствии со ст. 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации  под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.

Согласно части 5 статьи 11 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекуны и или попечители не назначаются недееспособным и не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.

В соответствии с пунктом 1 статьи 155.1 и пунктом 2 статьи 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее - организация для детей-сирот) понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот, принимаемого органом опеки  и попечительства в течение одного месяца со дня выявления детей. Таким образом, к организациям для детей-сирот относятся все организации, в которые дети помещаются под надзор на основании акта органа опеки  и попечительства, и руководители которых осуществляют в отношении детей функции законного представителя. Указанная позиция находит свое отражения в Письме Минобрнауки России № ДЛ-172/07, Минздрава России № 15-3/10/2-2844, Минтруда России № 12-3/10/В-3155 от 11.05.2016  «Об организациях для детей-сирот».

При этом, согласно позиции, изложенной в Письме Минобрнауки России от 15.08.2016 № 07-3446 «О направлении информации» учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 155.1 СК РФ дети-сироты могут помещаться под надзор в образовательные организации, законом не запрещается возлагать на такие организации функции опекуна или попечителя. В связи с этим Минобрнауки России считает, что учредители образовательных организаций (федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления) вправе самостоятельно принимать решения о возможности осуществления профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования полномочий по исполнению обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего.

Практика применения указанных выше норм права в современных условиях указала на необходимость урегулирования данного вопроса на законодательном уровне путем внесения изменений в основной закон области, регулирующий меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Новая редакция областного закона от 28.03.2014 № 488-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Еврейской автономной области», вступившая в законную силу 20.12.2018  позволила помещать под надзор в образовательные организации, не имеющих статуса организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на период обучения в областных профессиональных образовательных организациях по очной форме обучения по решению органа исполнительной власти области, уполномоченного в сфере опеки и попечительства, помещаются под надзор в эти образовательные организации. Обязанности опекуна или попечителя для таких детей в соответствии с законодательством Российской Федерации возлагаются на данные образовательные организации.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (абз. 3).

Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу (абз. 15), которая представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (абз. 9).

Согласно ст. 34 цитируемого выше нормативного правового акта каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (абз.11).

Таким образом, анализ указанных правовых дефиниций позволяет сделать вывод о том, что в период обучения, освоения образовательной программы, каникулярный период законным представителем статусного несовершеннолетнего, помещенного под надзор в учреждение органом опеки и попечительства, будет являться руководитель учреждения.

Следует отметить, что данный вопрос отрегулирован законодательством субъекта и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие между управлением по опеке и попечительству области, комитетом образования области и учебными заведениями, учредителями которых являются органы исполнительной власти Еврейской автономной области (примеры).

Полагаем, что при обучении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в федеральных учебных заведениях, и образовательных организациях иного субъекта следует руководствоваться следующим.

Дети-сироты помещаются под надзор в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного (ч.2).

Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

Таким образом, последовательными действиями законного представителя и органа опеки и попечительства, отвечающими интересам ребенка, в данном случае будут являться:

1) помещение статусного ребенка под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) достижение ребенком 16-летнего возраста;

3) поступление несовершеннолетнего в образовательную организацию;

4) заявление ребенка о снятии с полного государственного обеспечения в учреждении для детей-сирот;

5) заявление ребенка о раздельном проживании с законным представителем;

6) ходатайство руководителя организации для детей-сирот в управление по опеке и попечительству области с приложением заявления ребенка и документов, подтверждающих поступление в учебное заведение;

7) приказ управления по опеке и попечительству области о раздельном проживании;

8) приказ учреждения для детей-сирот о снятии с полного государственного обеспечения (не приказ об отчислении);

9) ходатайство учреждения для детей-сирот в учебное заведение для постановки на полное государственное обеспечение.

Следует отметить, что акт органа опеки и попечительства не может быть отменен приказом учреждения об отчислении, если иное не предусмотрено самим актом. Приказ органа опеки легитимно прекратит свое действие только при наличии следующих обстоятельств:

1) отмена приказа компетентным органом;

2) достижение совершеннолетия;

3) истечение срока действия, указанного в приказе;

4) вступление в законную силу решения суда о признании приказа недействительным, отмене и т.п.


Информация предоставлена управлением по опеке и попечительству ЕАО

Дата размещения информации: 20.02.2019


30 сентября 2013 года

Выступление начальника управления по опеке и попечительству Еврейской автономной области О.Н. Бабий на заседании антинаркотической комиссии Еврейской автономной области по вопросу "О работе органов опеки и попечительства с несовершеннолетними, склонными к употреблению либо употребляющими наркотические вещества, с семьями, имеющими в своем составе наркозависимых"

В последние годы наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисном этапе развития института семьи: падение жизненного уровня, нравственных устоев семьи; рост числа разводов и как следствие увеличение числа неполных семей; увеличение числа несовершеннолетних матерей и семей с неблагоприятным психологическим климатом, педагогической несостоятельностью родителей. Данные тенденции приводят к увеличению числа семей, находящихся в социально опасном положении, социальных сирот.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" управление по опеке и попечительству области в пределах своей компетенции участвует в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Основная причина постановки семей на учет – уклонение родителей от выполнения обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, от защиты их прав. В том числе вследствие употребления алкогольных напитков. На учете в управлении по опеке и попечительству области состоит 150 семей, злоупотребляющих алкогольные напитки. На учет поставлена только одна семья г. Биробиджана, где в отношении отца возбуждено уголовное дело по статье 228 Уголовного Кодекса Российской Федерации за распространение наркотических средств. По заявлению отца двое детей были помещены в ОГКУЗ "Дом ребенка специализированный".

За период с января по сентябрь текущего года было проведено 96 рейдов в семьи, находящиеся в социально опасном положении, совместно со специалистами субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основной формой работы с семьей является заключение соглашения между родителем и управлением по опеке и попечительству при передаче ребёнка в семью. Организация работы с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении базируется на приоритете сохранения биологической семьи для ребенка.

В настоящее время заключено соглашение с 47 семьями, на которые собраны материалы на лишении родительских прав, но с которыми ведется совместная работа специалистов управления и комитета социальной защиты населения правительства области.

В случаях, когда профилактическая работа не приносит положительных результатов, инициируется лишение родительских прав либо ограничение в родительских правах. За текущий период 2013 года лишено родительских прав 117 родителей, злостно уклоняющихся от выполнения обязанностей по воспитанию, содержанию, образованию детей, в том числе следствии злоупотребления алкогольными напитками – 88 человек. Ограничено в родительских правах за 9 месяцев 2013 года – 9 человек, в том числе из них, употребляющих алкогольные напитки – 3 человека.

Одним из главных направлений деятельности управления по опеке и попечительству – устройство детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане, выразившие желание стать опекуном, попечителем, приемным родителем, усыновителем проходят медицинское освидетельствование, в том числе у врача-нарколога для исключения заболеваний алкоголизмом, наркоманией. За 2013 год в управление по опеке и попечительству области по вопросу передачи детей, оставшихся без попечения родителей, обратилось 199 граждан. Среди них употребляющих наркотические средства нет.

Также на территории области существует временная передача детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан на период каникул, выходных и праздничных дней. В соответствии с Правилами временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 432, временная передача невозможна в случае, если гражданин болен алкоголизмом, наркоманией. За 2013 год в управление по опеке и попечительству области по вопросу временной передачи обратилось 42 гражданина. Из них нет случаев заболевания алкоголизмом или наркоманией.


Информация предоставлена управлением по опеке и попечительству ЕАО

Дата размещения информации: 02.10.2013