Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области

Наполнение регионального строительного надзора

10.01.2020 13:38:00
Реестр строящихся и реконструируемых объектов капитального  строительства,поднадзорных управлению государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области

Реестр строящихся и реконструируемых объектов капитального  строительства,поднадзорных управлению государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области

Реестр строящихся и реконструируемых объектов капитального  строительства,поднадзорных управлению государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области

Реестр строящихся и реконструируемых объектов капитального  строительства,поднадзорных управлению государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области

Реестр строящихся и реконструируемых объектов капитального  строительства,поднадзорных управлению государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области

Реестр строящихся и реконструируемых объектов капитального  строительства,поднадзорных управлению государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области


Реестр строящихся и реконструируемых объектов капитального 
строительства,поднадзорных управлению государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области

Сведения об учете подконтрольных субъектов (объектов) (скачать, 19 Кб)
25.12.2019 13:37:00

Приказ управления государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области от 23.12.2019 № 60 "Об утверждении программ профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере деятельности управления государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области на 2020 год" (скачать файл)

Программа профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного строительного надзора на территории Еврейской автономной области на 2019 год

Приказ управления государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области от 22.12.2017 № 63 "Об утверждении программ профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметами государственных контролей (надзоров), осуществляемых управлением государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области, на 2018 год" (скачать файл, 202 кб)


Программа профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного строительного надзора на территории Еврейской автономной области на 2017 год
12.12.2019 16:42:00

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности управления государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области за 8 месяцев 2019 года

 1. Общие положения

1.1. Настоящий обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности управления государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области (далее – управление) за 8 месяцев 2019 года подготовлен во исполнение п. 3 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 № 7 на основе обобщения и анализа имеющихся в распоряжении управления материалов по двум основным направлениям:

- правоприменительная практика организации и проведения государственного строительного надзора;

- правоприменительная практика соблюдения обязательных требований.

1.2. Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

обеспечение единства практики применения управлением федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);

обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике   управления;

совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.

1.3. Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

выявление проблемных вопросов применения управлением обязательных требований;

выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;

выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению.

1.4. При реализации полномочий по осуществлению государственного строительного надзора на территории Еврейской автономной области                            управление руководствуется следующими нормативными правовыми актами и правовыми актами, содержащими обязательные требования (далее – обязательные требования):

- Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ № «О техническом регулировании»;

- Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

- Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

- Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

- Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;

- Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно технического обеспечения»;

- Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1129 «Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации»;

- Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1130 «Об утверждении и введении в действие Порядка формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора»;

- Приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7 «Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»;

- Приказом управления от 27.07.2017 № 28 «Административный регламент исполнения государственной функции «Осуществление регионального государственного строительного надзора на территории Еврейской автономной области».

 2. Правоприменительная практика организации и проведения государственного строительного надзора

 2.1. Непосредственную деятельность по осуществлению регионального     государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных ГрК РФ, реализует управление.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона № 94-ФЗ с учетом особенностей, установленных частью 5 статьи 54 ГрК РФ:

1) проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;

2) основанием для проведения проверки являются:

а) извещения от застройщика (технического заказчика) или лица, осуществляющего строительство:

- направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 ГрК РФ,

- об окончании этапа работ, подлежащих проверке,

- об изменении сроков окончания работ или этапов работ, подлежащих проверке, если срок окончания таких работ не совпадает со сроками, указанными в программе проведения проверок,

- об устранении нарушений до истечения срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения,

- об окончании строительства, реконструкции объекта капитального строительства,

- о случаях возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства в соответствии с частью 3 статьи 53 ГрК РФ;

б) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 ГрК РФ, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 ГрК РФ, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;

в) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах привлечения денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

3) основаниями для проведения проверок также являются:

а) программа проведения проверок, разрабатываемая управлением;

б) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

в) наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа, уполномоченного на осуществление регионального государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Предметом государственного строительного надзора является проверка:

- соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

- наличия разрешения на строительство;

- выполнения требований частей 2 и 3 и 3.1 статьи 52 ГрК РФ.

2.2. Работа с обращениями граждан осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Особое внимание уделяется заявлениям и обращениям о фактах нарушений требований проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда.

Выездную проверку по вышеуказанным основаниям управление проводит после согласования с прокуратурой Еврейской автономной области.

На протяжении последних лет на поднадзорных управлению объектах не было аварийных ситуаций.

2.3. Проблемы правоприменения при осуществлении государственного строительного надзора.

В связи с внесением в ГрК РФ многочисленных изменений Федеральными законами от 03.08.2018 №№ 340-ФЗ и 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Минстрой РФ направлен запрос о разъяснении порядка реализации внесенных изменений.

Так, например, Федеральным законом № 340-ФЗ из перечня объектов, при строительстве (реконструкции) которых не требуется проведение экспертизы проектной документации исключены многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В связи с этим, запрошено разъяснение о том, требуется ли прохождение экспертизы проектной документации и, соответственно, осуществление государственного строительного надзора (с выдачей заключения о соответствии) при строительстве (реконструкции) объектов, по которым разрешения на строительство выданы до вступления в силу Федерального закона № 340-ФЗ или в случае когда строительство было начато самовольно (без разрешения на строительство), а также необходимость направления проектной документации на экспертизу с внесением изменений в разрешение на строительство, если разрешение на строительство объекта выдано по проектной документации, не имеющей положительного заключения экспертизы (до вступления в силу Федерального закона № 340-ФЗ) и строительство такого объекта не было начато?

   На сегодняшний день разъяснения по запросу не поступило.

 3. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований.

В соответствии с п. 8 (1) Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 (ред. от 25.10.2017) «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» c 01.01.2018 после поступления извещения о начале строительства управлением присваивается категория риска строящемуся, реконструируемому объекту капитального строительства в соответствии с  Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

За 8 месяцев 2019 года проведено 46 проверок соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства, из них:

- выездные - 4,

- документарные - 4,

- по обращениям граждан - 0.

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, должностные лица управления, проводившие проверку, выдают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока его исполнения.

По результатам проверок выявлены нарушения обязательных требований законодательства, на устранение которых выдано 9 предписаний.

Анализ результатов проверок, заявлений и обращений, показывает, что типичными нарушениями в сфере строительства, реконструкции объектов капитального строительства, поднадзорных управлению являются:

- нарушение порядка осуществления строительного контроля,

- отклонение от технологии производства работ, установленной проектной документацией;

- нарушение порядка ведения исполнительной документации (несоответствие исполнительной и рабочей документации утвержденному проекту);

- нарушение требований правил и норм при организации строительной площадки;

- невыполнение в установленный срок законного предписания.

Лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По результатам проверок за 8 месяцев 2019 года составлено 5 протоколов.

Наиболее распространенным видом юридической ответственности является административная ответственность, установленная нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере рассматриваемых правоотношений.

Анализ составов административных правонарушений КоАП РФ позволяет выделить группу административных правонарушений в строительстве и группу административных правонарушений против порядка управления.

К числу первых следует отнести следующие составы:

статья 9.4 КоАП РФ - нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий);

статья 9.5 КоАП РФ - нарушение установленного порядка строительства, реконструкции объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию. Эти нормы непосредственно касаются предмета надзорной деятельности управления.

К числу вторых относятся правонарушения, ответственность за которые установлена, в том числе статьями 19.5, 19.7 КоАП РФ.

- часть 6 статьи 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства;

- статья 19.7 КоАП РФ - непредставление или несвоевременное представление, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления управлением законной деятельности, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Примером предоставления недостоверных сведений, может служить направленное в управление извещение об окончании строительства, при фактически не завершенных строительно-монтажных работах и (или) неоформленной документации, связанной с выполнением всех работ по строительству, реконструкции, а также применением строительных материалов (изделий).

На охрану отношений, относящихся к предмету государственного строительного надзора, урегулированных исключительно градостроительным законодательством, направлены нормы, приведенные в статьях 9.4 и 9.5 КоАП РФ.

Норма статьи 9.4 КоАП РФ направлена на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, эксплуатационной надежности возводимых зданий, строений и сооружений.

Частью 1 этой статьи была установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий, либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).

Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в части предмета проверки: исключена проверка выполняемых работ при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на соответствие требованиям технических регламентов.

В соответствии с п.п. 1 ст. 15 Закона № 294-ФЗ надзорным органам запрещено проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к их полномочиям.

При этом ч. 6 ст. 54 ГрК РФ предусмотрено, что по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

Кроме того в соответствии со ст. 9.4 КоАП РФ об административных правонарушениях установлено, что нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) влечет привлечение проверяемых лиц к административной ответственности.

Таким образом, проверка выполненных работ требованиям технических регламентов на сегодняшний день не является предметом государственного строительного надзора, при этом выдача предписаний и привлечение к административной ответственности по ст. 9.4 КоАП РФ возможна при нарушении требований технических регламентов со ссылками на такие регламенты.

Таким образом, в настоящее время имеется несоответствие подзаконных актов требованиям федерального закона, а равно и разночтения в двух равных по силе федеральных законах.

Следует обратить внимание на то, что при обнаружении в ходе проверки, проводимой в отношении одного юридического лица, признаков события административного правонарушения, совершённого другим юридическим лицом, уполномоченное должностное лицо вправе возбудить в отношении этого другого юридического лица дело об указанном административном правонарушении.

Так как пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.   

При этом ни в Законе № 294-ФЗ ни в КоАП РФ не содержится норм, которые бы связывали возможность непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения только с проведением проверки и только в действиях того лица, в отношении которого проводится проверка.

Особое значение в практике занимают нарушения обязательных требований, за которые частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, так называемые организационно-правовые нарушения.

Объективную сторону правонарушения по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ составляют строительство или реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для его осуществления, как и для реконструкции объектов капитального строительства, законом предусмотрено получение разрешений на строительство.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ, Законом Еврейской автономной области от 12.05.2014 № 511-ОЗ «Об установлении на территории Еврейской автономной области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство» (с изменениями на 26.10.201)

Получение данного документа на практике связано с определенными трудностями, поскольку заявителю необходимо собрать пакет документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ, что требует продолжительных временных затрат.

Практика показала, что чаще всего застройщик, для ускорения процесса строительства объектов, начинает его без разрешения на данное строительство, либо осуществляет строительство объекта, параметры которого не соответствуют полученному разрешению, за что частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Другим не менее важным фактором по привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, является поступление в управление материалов осмотра объекта капитального строительства из органов местного самоуправления, а также из прокуратур муниципальных образований Еврейской автономной области, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Стоит отметить, что в практике также возникал вопрос о субъекте ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ. Статьей 51 ГрК РФ обязанность по получению разрешения на строительство возложена на застройщика.

Однако Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что субъектами ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ могут являться не только застройщик (заказчик), но и иные лица, осуществляющие соответствующие работы (например, подрядчик или субподрядчик), так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик обладает соответствующим разрешением на строительство.

В дополнение к приведенному следует сказать, что истечение срока действия разрешения на строительство также влечет административную ответственность по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

Кроме строительства без получения разрешения на строительство, с целью ускорения процесса строительства, застройщик (технический заказчик) также пренебрегает и требованиями, установленными частью 5 статьи 52 ГрК РФ.

В силу указанной нормы, при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства поднадзорного управлению, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала работ, обязан направить извещение о начале строительства, реконструкции с приложением необходимых документов.

Нарушение сроков направления извещения о начале таких работ, влечет за собой состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.5 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства являлись предметом рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Невыполнение требований статьи 55 ГрК РФ, согласно которой застройщик по окончании строительства объекта должен обратиться в соответствующий орган исполнительной власти с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (с приложением необходимого пакета документов), как и эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

Необходимо отметить, что субъектом административной ответственности по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ является не только застройщик (или собственник объекта), в обязанность которого входит получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии со статьей 55 ГрК РФ, но и лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, в отдельных случаях были рассмотрены вопросы снижения размера назначенного административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного частью 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ и замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.

На основании статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, предупреждение может быть применено только за правонарушение, характеризуемое совокупностью следующих условий: совершено впервые и не привело к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба.

При решении вопроса о квалификации действий лица по статье 4.1.1 КоАП РФ необходимо руководствоваться определением повторности, которое приведено в пункте 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ. Согласно указанной норме повторным совершением административного правонарушения признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.

В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.

В этой связи при решении вопроса о применении в отношении лица статьи 4.1.1 КоАП РФ собирается информация о том, привлекалось ли ранее это лицо к административной ответственности за однородное правонарушение. Если привлекалось, то устанавливается, исполнено ли постановление о назначении лицу административного наказания и дата окончания исполнения указанного постановления, не прекращалось ли его исполнение, не истек ли срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не пересматривались ли постановление о назначении лицу административного наказания и последующие постановления, связанные с его исполнением.

За 8 месяцев текущего года подано 1 заявление на решения должностных лиц из них 1 - на постановления о назначении административного наказания.

Еще одно направление, которое реализуется управлением в рамках профилактики нарушений обязательных требований градостроительного законодательства – введенное Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ), новая для большинства видов надзора форма осуществления контрольных мероприятий – предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Предостережение заключается в предупреждении подконтрольного субъекта об имеющемся или возможном нарушении установленных требований.

Введение института предостережения предоставляет контрольно-надзорному органу право отреагировать на готовящееся или возможное нарушение без проведения внеплановой проверки, а принятие застройщиком или техническим заказчиком необходимых мер по полученному предостережению дает возможность указанным лицам избежать возможного административного наказания.

Основанием для направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований является наличие у надзорного органа сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований.

В настоящее время управление активно работает по профилактике таких нарушений, как соблюдение части 2 статьи 51 ГрК РФ (строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство), части 5 статьи 52 ГрК РФ (застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в орган государственного строительного надзора, извещение о начале таких работ с приложением соответствующих документов).

За 8 месяцев текущего года составлено 1 предостережение.

Анализ проделанной работы показывает, что управлением ведется планомерная, стабильная работа по осуществлению регионального государственного строительного надзора в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

При проведении проверок должностные лица, прежде всего, акцентируют внимание на предупреждение нарушений, проводят разъяснительную работу по вопросам, касающимся полномочий управления. 

Руководство по соблюдению обязательных требований в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора

 

 

04.09.2019 13:34:00

Руководство по соблюдению обязательных требований в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора (скачать)

   Приказ управления государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области от 31.08.2017 № 36 "Об утверждении Перечней правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий в рамках видов государственного контроля (надзора) в сфере компетенции управления государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области" (скачать файл, 564 кб)