Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области

Предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования и организациях специального образования, включая их психолого-педагогическое сопровождение, остается сегодня актуальным направлением работы комитета образования и образовательных организаций области.

Важной составляющей этого процесса является непрерывность, персонификация и актуальность повышения квалификации педагогических работников области, задействованных в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для удобства педагогических работников в практике используются различные формы освоения образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки: очная, очно-заочная, заочная с применением дистанционных технологий.

В 2018 году ОГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации педагогических работников» повышение квалификации 158 педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, было осуществлено в рамках следующих программ:

для педагогических работников образовательных организаций Облученского района - «Технологии адаптации образовательных программ с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ разных категорий в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (33 чел.);

для педагогических работников образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, - «Методология и технология реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью» (16 чел.);

для педагогических работников СПО - «Организация инклюзивного образования в ОУ СПО: специфика, формы, методы» (19 чел.);

для учителей физической культуры, тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования - «Здоровьесберегающие технологии на уроках адаптивной физической культуры» (18 чел.);

для педагогических работников образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, - «Разработка контрольно-диагностического инструментария по предметам в соответствии с ФГОС ОВЗ» (20 чел.);

для педагогических работников и специалистов сопровождения образовательных организаций, обучающих детей с умственной отсталостью - «Методологические основы ФГОС образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (26 чел.);

для педагогических работников дошкольных образовательных организаций - «Психолого-педагогические подходы к обучению и развитию ребенка с аутизмом»
(26 чел.).

Кроме того, 31 педагог прошел обучение по программам профессиональной переподготовки «Педагог в сфере специального (дефектологического) образования» и «Тьютор (ассистент, помощник) в сфере специального (дефектологического) образования.

Ежегодно планируются и проводятся обучающие мероприятия в рамках внедрения профессионального стандарта педагога-психолога, в том числе семинар для педагогов-психологов и региональный этап Всероссийского конкурса «Педагог-психолог».

Принимаются меры по обеспечению увеличения перечня услуг психолого-педагогической помощи детскому населению.

Проведена реструктуризация двух областных учреждений: в феврале 2018 года в соответствии с постановлением правительства области от 28.11.2017 г. № 474-пп к областному государственному бюджетному учреждению дополнительного образования «Центр «МОСТ» присоединено ОГБУ «Центр психолого-медико-педагогической помощи». Это позволило сосредоточить в одном учреждении большое число педагогов-психологов и других узких специалистов для оказания как плановой, так и экстренной психологической помощи детям и подросткам. Сегодня в Центре «МОСТ» работает центральная психолого-медико-педагогическая комиссия, служба детского Телефона доверия, проводится психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников. Организован психолого-педагогический всеобуч для родителей. Складывается практика проведения форумных кампаний и акций для родителей и детей.

В 2018 году специалистами данного центра проведено 6204 консультации (в том числе 3058 – в рамках работы Телефона доверия) с использованием комнаты психологической разгрузки, интерактивного оборудования, диагностических материалов, расположенных на электронных носителях, в том числе комплекса технического оборудования, позволяющего организовывать текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет для инвалидов по слуху.

Основная тематика обращений – расстройства поведения у детей, нарушение детско-родительских отношений, школьные трудности, факты жестокого обращения.

Обеспечена в штатном режиме работа областного государственного автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Ступени», которое является новой моделью организации образовательного процесса для детей, нуждающихся в индивидуальном обучении.

Обучением в данном Центре охвачены 80 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети с инвалидностью, с сохранным интеллектом, имеющие нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелые нарушения речи, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с соматическими заболеваниями.

В Центре разработаны, утверждены и реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования с учетом физических особенностей обучающихся. Эти программы реализуются с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В 2018 году 24 обучающихся Центра «Ступени» обучаются в дистанционном режиме.

Применение эффективных механизмов управления позволило в штатном режиме продолжить внедрение федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. По специальным стандартам обучаются школьники с ограниченными возможностями здоровья первых-третьих классов.

В целях своевременного выявления особенностей в физическом или психическом развитии и отклонений в поведении детей организовано предоставление психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, и их родителям (законным представителям несовершеннолетних). На штатной основе в областном государственном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр «МОСТ» круглогодично работает центральная психолого-медико-педагогическая комиссия.

В 2018 году в центральной психолого-медико-педагогической комиссией услуги по предоставлению комплексного психолого-медико-педагогического обследования получили 1128 детей (в 2016 году – 1158 чел., в 2017 г. – 1008 чел.), услуги по предоставлению консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении получили 264 чел. (в 2016 году – 177 чел., в 2017 году – 212 чел.). Законным представителям обследованных детей даны индивидуальные рекомендации о необходимых условиях обучения и воспитания несовершеннолетних.

Действует электронный ресурс – родительский Интернет-лекторий «Основы детской педагогики и психологии». В 2018 году на сайте комитета образования области размещены 26 материалов информационно-профилактического характера (в 2017 г. – 23).

Создание безбарьерной среды в образовательных учреждениях

В рамках проведения мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых учреждений, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, размер субсидий из федерального бюджета бюджету области на эти цели в 2018 году составил 1052, 0 тыс. руб. (2017- 1 542,3 тыс. руб.), из областного бюджета – 116,9 тыс. руб. (2017 - 251,1 тыс. руб.), из бюджета муниципального образования «Город Биробиджан» - 48,8 тыс. руб.

Участниками мероприятий стали муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12» г. Биробиджана и ОГАОУ «Центр образования «Ступени» (2017 год - «Детский сад компенсирующего вида № 21» г. Биробиджана и муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Бирофельд»).

Таким образом, доля базовых образовательных учреждений области, в которых создана безбарьерная среда для обучения детей с ОВЗ, в 2018 году составила 28,1% (в 2016 году – 21,5 %, 2017 г. -  24,6 %). 


Информация предоставлена комитетом образования ЕАО.
Дата обновления информации: 20.05.2019