Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области

История просвещения и образования в ЕАО

Социально-исторические истоки просвещения и образования в ЕАО

История развития еврейского образования на территории Еврейской автономной области

Руководители народного образования Еврейской автономной области


Социально-исторические истоки просвещения и образования в ЕАО

С заселением края в 60-е годы 19 века появились казачьи школы: Михайло-Семёновская - 1860, Раддевская - 1861, Екатерино-Никольская – 1865. В 1894 году на территории будущей области уже насчитывалось 9 школ (Михайло-Семеновская, Екатерино-Никольская, Пузиновская, Раддевская, Бабстовская, Головинская, Пашковская, Венцелевская, Союзная одноклассная казачья).

 

В начале 20 века действовали также городские начальные училища, школы на железнодорожных станциях и при воинских частях, миссионерские школы (создавались с целью противодействия секстанству). В условиях малой численности населения и его рассредоточенности охват детей школой был незначительным.

Грамотность населения (перепись 1897 года) не превышала 10 % (в том числе женщин – около 4 %). К 1910 году существовало 14 церковно-приходских школ, появились корейские школы (с. Благословенное, Екатерино-Никольское), военные, железнодорожные (ст. Бира, Биракан). В поселке Николаевка открывается школа для детей рабочих лесопильного завода, учитель данной школы Щепетнов Сергей Прокопьевич (на фото) в 1918 году становится первым комиссаром просвещения на Дальнем Востоке.

После установления советской власти (1922 год) началась ликвидация неграмотности. Открылись школы 1 ступени: в Екатерино-Никольском районе – 10 (свыше 560 учащихся); в Хингано-Архаринском районе – 7 (свыше 1500 учащихся); в Михайло-Семёновском районе – 10 (свыше 770 учащихся). Действовали также 3 школы 2 ступени (около 800 учащихся).

 

На станции Тихонькая открывается переселенческая школа. Первым ее директором был Кирилл Макарович Молочный (на фото).

В 1928 году в Биро-Биджанском национальном районе функционировало 53 школы: 4 семилетних и 49 начальных. Общее количество учащихся 4830 человек. 1932 год - строится каменное четырехэтажное здание школы № 1 в Биробиджане. Директором школы назначается Корпусов В.М.

В 30-е годы в школах взрослых обучалось около 1 тысячи человек, в школах для малограмотных – свыше 1500 человек. При общеобразовательных школах действовали также классы для неграмотных. К концу 30-х годов грамотность среди взрослого населения составляла 92,5 %.

Первые дошкольные учреждения появились в 1927 году, когда был открыт детский сад на станции Ин. К 1934 году действовало уже 37 детских садов (955 детей). Создавались сезонные детские площадки; в 1934 году действовали детские сезонные площадки: еврейские - 5, русские – 23, корейские и нанайские – 4. Продолжалось развитие дошкольной ступени образования, к 1935 году действовало 35 яслей-садов (900 детей). Во 2-й половине 30-х годов 20 века использование родных языков в педагогическом процессе стало сокращаться, затем прервалось полностью.

С введением начального всеобуча в 1931 году действовало 30 школ, в которых свыше 7400 учащихся, к 1934 году на территории области действуют 82 школы, в которых обучение велось на русском и еврейском языках. Вступили в строй новые школы в селах Даниловка, Желтый яр. Открывается медицинская школа в Биробиджане на 600 мест. В 1935-36 учебном году на территории области насчитывалось 86 школ, из них 12 еврейских и 10 корейских, а в 1937 году уже 113 школ, учащихся в которых свыше 15000.

В 1937/38 учебном году действовало более 30 неполных средних школ и 12 средних школ, однако еврейские школы не были обеспечены соответствующими программами. С 1937 года уменьшалось количество еврейских школ и классов, а в 1949 году была закрыта последняя школа в Биробиджане, в которой преподавание велось на идише; почти полностью уничтожен еврейский фонд областной библиотеки, в том числе учебники для школ.

Подготовка педагогических кадров осуществлялась в Биробиджанском педагогическом техникуме, который открыт в 1932 году (первый директор Рабинков) - 9 учащихся, 7 преподавателей; в 1937 году переименован в педагогическое училище); в 1935-40 г.г. действовало отделение для подготовки учителей еврейских начальных школ (было закрыто в 40 годах перед прекращением деятельности последней еврейской школы). В 1935 году открылось заочное отделение в педагогическом училище.

В год образования ЕАО, 21 декабря 1934 года на заседании Пленума Облисполкома, протоколом № 1 был утвержден ОБЛОНО. Первым заведующим был назначен Гольдфайн Вениамин Менделеевич.

 

Образуются отделы образования: 20 июля 1934 года - Блюхерский отдел народного образования - 28 декабря 1938 года переименован в Ленинский оно; 27 июля 1934 года - Смидовичский оно; 1934 год - Сталинский оно – с 1961 года - Амурский оно, с 1963 года - Октябрьский оно. 02 марта 1937 года - отдел народного образования г. Биробиджана. 1942 год – отдел народного образования Биробиджанского района.

 

Для организации школьников во внеурочное время создаются пионерские отряды. Первыми вожатыми пионеров (на фото) были Щуриц Д.А. из Биробиджана, А.Масленников - с. Даниловка, С. Журбов из Ленинского, А. Будников из с. Дежнево.

 

Многие педагоги начинали свою трудовую биографию с первых лет образования ЕАО. В.И. Свириденко становится директором Головинской семилетней школы после окончания 9 класса. С 1937 года исчисляется педагогический стаж заслуженной учительницы школы РСФСР В.Я. Глейзер (на фото слева).

Большой вклад в развитие народного образования внесли заслуженные учителя школы РСФСР Ц.И Дворкина, С.А. Глускин (на фото справа), В.В. Жуковский, А.П. Панат, Е.А. Вербицкая.

1941 год - мирный труд людей был прерван. Началась Великая Отечественная война. 87 учителей области ушли на фронт. Они сражались под Москвой, Сталинградом, на Белорусском, Украинском фронтах, в партизанских отрядах. Вот имена некоторых из них: Лавров М.Г - директор неполной средней школы с. Желтый яр; Баранов А.С. - директор неполной средней школы с. Самара; Осипов В.А. - военрук сш №2 п. Николаевка.

Погибли завуч Валдгеймской семилетней школы Синайко П.И, учитель средней школы № 2 г. Биробиджана Зайчик Р.А. Не вернулись с поля боя Кафтанчиков И.А, Коломейцев Ф.Ф., Поляк Г.А, Брюзгин Н.И., Штейн И.М.

Но школы, как бы ни было трудно, старались не прекращать занятий. Мария Макаровна Акатнова, заведующая начальной школой поселка Партизанский, первой в области награждена орденом Ленина в 1947 году, а учитель средней школы п. Николаевка Ярязова Елена Павловна орденом "Знак Почета" в 1949 году.

В школьные коллективы влилась большая армия фронтовиков: Н.М. Свириденко, О.Ф. Матушевская, З.Н. Агалакова, (на фото слева) Б.Л. Рудой, И.С. Явец, О.Ф.Бакунин, П.Ф. Кеченов, Л.М. Брусиловский.

Ветераны-учителя

За мужество и героизм звание Герой Советского Союза (посмертно) было присвоено:

Василию Шелесту - выпускнику Волочаевской школы, Юрию Тварковскому - выпускнику железнодорожной средней школы № 70 г. Облучье.

Ученики с благодарностью вспоминают Исаака Абрамовича Пришкольника (на фото), который всю жизнь посвятил Валдгеймской средней школе. Он Почетный житель области, заслуженный учитель, был награжден многими орденами и медалями.

Великая Отечественная война отразилась на состоянии региональной системы образования: происходящая реструктуризация школ была направлена на их укрупнение, всего было 106 школ, из которых кроме средних, семилетних и начальных школ было четыре школы с раздельным обучением: мужские (№ 1, № 10) и женские (№ 8, № 9), еврейская национальная (№ 2) и 6 школ рабочей молодёжи. Идёт преобразование начальных школ в семилетние и средние, малоперспективные школы из-за отсутствия учащихся закрываются (Микоянская).

 

Мирный труд и восстановление народного хозяйства положительно влияли на дальнейшее развитие системы образования ЕАО: педагогические коллективы соревнуются за лучшие результаты по организации учебно-воспитательного процесса, ведётся активная работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей на предприятиях, открываются областные станции юных техников и туристов (1970), растёт число технических кружков и детской самодеятельности, проводится летняя производственная практика школьников на уборке овощей.

Валдгеймская средняя школа (директор И. А. Пришкольник) занимает второе место во Всероссийском соревновании ученических бригад, а в 1979 году награждается переходящим призом ЦК ВЛКСМ и автобусом. Опыт работы этой школы по теме "Совместная работа школы и колхоза по трудовому воспитанию школьников" обобщён Министерством образования СССР, а министр В. И. Данилов приезжал с этой целью в ЕАО и посетил школу. Трудовая и профориентационная подготовка старшеклассников осуществлялась на базе межшкольного учебно-производственного комбината (открыт в 1977 г.).

Яркой характеристикой 80-х годов стало усиление углубленного изучения предметов и общее увеличение количества школ, однако возможность разноуровневого дифференцированного обучения имеют лишь 1,05% детей.

В настоящее время региональная система образования ЕАО является полной и достаточной для удовлетворения образовательных потребностей и запросов области. В 78 школах области – 18588 учащихся, более 6000 детей посещают ДОУ, действует широкая сеть дополнительного образования, в т.ч. музыкальные и художественные школы, разнообразные детско-юношеские центры.

В региональной системе образования трудятся сегодня 3272 человека, из них более 2029 - школьные учителя, среди которых немало мастеров педагогического труда, из них 13 награждено правительственными орденами и медалями, 25 учителей удостоены звания "Заслуженный учитель РФ", 149 награждены значком "Отличник народного образования", удостоены звания "Почётный работник общего образования" - 180 человек, почетной грамотой министерства образования награждены более 200 учителей, победителями конкурсного отбора лучших учителей в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" являются 48 педагогов, 44 являются лауреатами премии губернатора ЕАО.


Информация предоставлена комитетом образования ЕАО.
Дата размещения информации: 30.04.2009