Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области

Пресс-релизы

Ноябрь 2017

Является ли температура радиаторов отопления показателем качества коммунальной услуги по отоплению?

Государственная жилищная инспекция ЕАО разъясняет, что в соответствии с пунктом 15 приложения № 1 к правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, качество предоставляемой коммунальной услуги по отоплению определяется температурой воздуха в жилом помещении. Согласно «СНиП 23-01-99. Строительная климатология» города Биробиджан и Облучье относятся к районам с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже. Соответственно, температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +20 °C (в угловых комнатах  +22 °C). 
Нормативный температурный режим обеспечивается соблюдением температурного графика подачи теплоносителя от ТЭЦ в жилые дома, который зависит от фактической температуры наружного воздуха. В пределах отопительного сезона температура сетевой воды в подающем трубопроводе может составлять от +70°С до +130°С. Подача теплоносителя с такими параметрами непосредственно в радиаторы жилых помещений недопустима, так как может представлять опасность для потребителей. Для обеспечения циркуляции, снижения температуры, а также уменьшения объема воды, перекачиваемой по теплотрассе, на вводе в жилые дома устанавливается специальное устройство – элеваторный узел. В зависимости от своей характеристики элеваторный узел снижает температуру теплоносителя во внутридомовой системе на 30-40 процентов. Регулировка элеваторного узла по каждому жилому дому проводится индивидуально.
В многоквартирных домах, отопление которых осуществляется котельными, вырабатывающими меньшую мощность по сравнению с ТЭЦ, могут применяться иные системы, не имеющие элеваторного узла.
Кроме того, на температуру воздуха в жилых помещениях влияет ряд  дополнительных факторов. В соответствии со СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» система отопления многоквартирного дома проектируется с учетом бытовых теплопоступлений (от источников искусственного освещения, нагретых материалов, изделий и людей) и теплопоступлений через окна и фонари от солнечной радиации (инсоляция).
Требования к температуре поверхности приборов отопления (радиаторов) и температуре теплоносителя (воды) в радиаторах законодательством, регламентирующим качество предоставления коммунальных услуг, не установлены. Температура радиаторов изменяется в течение отопительного сезона, зависит от материала и технического состояния самих радиаторов, ограждающих конструкций, и ряда вышеуказанных факторов.
Таким образом, температура поверхности радиаторов не может однозначно свидетельствовать о качестве предоставляемой коммунальной услуги по отоплению. Таким показателем является только температура воздуха в жилом помещении.


Октябрь 2017

Актуальное интервью

02.10.2017
Об изменениях в жилищном законодательстве РФ в Актуальном интервью на Радио России с начальником государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области Еленой Попович


Порядок уплаты взносов на капитальный ремонт собственником нежилого помещения

Федеральным законом от 29.07.2017 № 257-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» в статью 171 внесены дополнения, которые устанавливают, что собственники нежилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представляемых лицами, уполномоченными в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 171 Жилищного кодекса РФ, которые вправе представить платежный документ, содержащий расчет размеров взноса на капитальный ремонт на предстоящий календарный год, однократно в течение первого расчетного периода такого года. Собственник нежилого помещения вправе оплатить такой платежный документ единовременно в месяце, следующем за месяцем, в котором он представлен, либо ежемесячно равными долями в течение календарного года в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. В случае, если собственником нежилого помещения является юридическое лицо, платежный документ доставляется по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.


Переход обязательства предыдущего собственника, которым являлись Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме

Федеральным законом от 29.07.2017 № 257-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» в  часть 3 статьи 158 внесены изменения, которые устанавливают, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.


Внесены изменения в Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме

Постановлением Правительства РФ от 09.09.2017 № 1092 внесены изменения в Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615.

Сентябрь 2017

На отношения между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и управляющей компанией распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей"

Опубликован Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017

Определение № 74-КГ16-31 "Разрешение споров, возникающих в сфере оказания услуг управляющими организациями"

"Г. обратилась в суд с иском к управляющей компании о возмещении ущерба, ссылаясь на то, что в результате падения оконного стекла с лестничной площадки многоквартирного дома, в котором проживает Г., был поврежден принадлежащий истцу автомобиль, находившийся на парковке возле указанного дома. Г. полагала, что причиненный ей имущественный вред подлежит возмещению данной управляющей компанией в связи с ненадлежащим оказанием услуг по содержанию общего имущества указанного многоквартирного дома. Истец является потребителем этих услуг, как собственник квартиры в данном доме.

Истец просила взыскать с ответчика стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, утрату товарной стоимости автомобиля, неустойку, компенсацию морального вреда, штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя и судебные расходы.

Разрешая спор и отказывая Г. в удовлетворении требований, суд первой инстанции ссылался на то, что доказательств ненадлежащего содержания ответчиком общего имущества многоквартирного дома истцом суду не представлено. При этом суд указал, что причина падения стекла из окна дома сторонам неизвестна и в судебном заседании не установлена.

С такими выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судебных инстанций ошибочными по следующим основаниям.

Согласно ст. 162 ЖК РФ управляющая компания обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений.

В силу п. 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, включают проверку целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.

Таким образом, управляющая компания предоставляет гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, услуги по надлежащему содержанию жилья и по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе является ответственной и за состояние оконных элементов в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме. Падение оконного стекла лестничной площадки, которое причинило ущерб имуществу истца, свидетельствует о ненадлежащем качестве оказания услуг.

В силу пп. 1 и 2 ст. 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Кроме того, в соответствии со ст. 1064 данного кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ). По общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Между тем в нарушение указанных требований закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации суды возложили на истца бремя доказывания ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей. При этом управляющей компанией не было представлено доказательств, подтверждающих отсутствие ее вины.

Кроме того, судами не были учтены следующие положения норм материального права.

В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Исходя из положений указанного выше закона граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

В п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 ГК РФ).

Таким образом, Законом о защите прав потребителей также предусмотрено, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере), что не было учтено судами при разрешении данного спора."



На реконструкцию помещения, влекущую уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и земельного участка, на котором расположен этот дом, требуется согласие всех собственников помещений многоквартирного дома.

(Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)

"А. обратилась в суд с иском к В. и местной администрации о признании постановления администрации и разрешения на строительство недействительными, прекращении строительства, приведении земельного участка в состояние, предшествующее началу выполнения работ.

В обоснование заявленных требований А. ссылалась на то, что она является собственником жилого помещения в многоквартирном доме. Ответчик В. перевел принадлежащую ему на праве собственности квартиру, расположенную в том же многоквартирном доме, что и квартира истца, в нежилое помещение. Местная администрация (ответчик) выдала В. разрешение на реконструкцию указанного нежилого помещения со строительством пристройки под парикмахерскую. Истцом согласия на проведение такой реконструкции и строительство пристройки не давалось.

Судом установлено, что 26 ноября 2003 г. спорный земельный участок под многоквартирным домом поставлен на государственный кадастровый учет.

27 октября 2009 г. в ЕГРП зарегистрировано право собственности В. на квартиру, расположенную в указанном доме.

Постановлением местной администрации от 1 июня 2010 г. ответчику предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования (пристроенные к жилым многоквартирным домам объекты общественного питания, торговли, обслуживания населения общей площадью до 1000 кв. м) земельного участка площадью 4408 кв. м, расположенного по тому же адресу.

5 декабря 2011 г. в ЕГРП зарегистрировано право собственности А. на квартиру, расположенную в указанном многоквартирном доме.

Согласно протоколу от 25 ноября 2013 г. внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 74,6% из них дали согласие на реконструкцию принадлежащей В. квартиры под парикмахерскую со строительством пристройки и входного узла.

Постановлением местной администрации от 29 августа 2014 г. помещения принадлежащей ответчику квартиры переведены в нежилые помещения с целью реконструкции в парикмахерскую с последующей выдачей ему разрешений на такую реконструкцию и на строительство пристройки.

Решением районного суда исковые требования удовлетворены частично. Разрешение на строительство, выданное В. местной администрацией, признано недействительным, на В. возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу снести пристройку и восстановить (рекультивировать) территорию, на которой осуществлялось строительство.

Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что возводимая ответчиком пристройка к принадлежащему ему нежилому помещению занимает часть земельного участка, являющегося общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, а проектом реконструкции также предусматривается вырез подоконной части наружной стены до отметки пола, что свидетельствует об уменьшении общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и требует получения согласия каждого из них. Между тем такое согласие В. получено не было.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции сослался на то, что разрешения на проведение реконструкции принадлежащего В. нежилого помещения были получены им в установленном законом порядке. Суд также указал, что реконструкция данного помещения не требует присоединения к нему части общего имущества в многоквартирном доме, а занятие части придомовой территории является использованием земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, в связи с чем для такого использования необходимо принятие решения общим собранием собственников помещений многоквартирного дома большинством не менее 2/3 голосов. Такое согласие В. было получено.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила апелляционное определение и направила дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 2 ст. 16 Вводного закона). В силу чч. 2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Как установлено судом, возводимая ответчиком пристройка к принадлежащему ему нежилому помещению занимает часть земельного участка под многоквартирным домом, который был сформирован и в отношении которого был произведен кадастровый учет в 2003 году, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, а потому указанный земельный участок находится в общей долевой собственности собственников помещений данного дома.

Таким образом, осуществляемая В. реконструкция влечет фактическое уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, а именно земельного участка, на котором расположен этот дом.

Согласно ч. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ).

Приведенные правовые нормы свидетельствуют о том, что согласие всех собственников помещений многоквартирного дома требуется на осуществление любой реконструкции, фактически влекущей уменьшение размера общего имущества многоквартирного дома.

При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что производимая В. реконструкция нежилого помещения не требует получения согласия всех жильцов многоквартирного дома, признан Судебной коллегией основанным на неверном применении норм материального права."


Август 2017

Внесены изменения в статью 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральным законом от 29.07.2017 № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения» в статью 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  внесены следующие изменения:

«1) в части 1 слова «или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии)» исключить;

2) часть 8 дополнить предложениями следующего содержания: «До 1 января 2019 года собственники объектов, которые указаны в частях 3 - 7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, указанными в частях 3 - 7 настоящей статьи, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждаемые Правительством Российской Федерации, могут устанавливать особенности учета тепловой энергии, теплоносителя, а также особенности исполнения обязанности по оснащению объектов, указанных в частях 3 - 7 настоящей статьи, приборами учета.»;

3) часть 10 дополнить предложением следующего содержания: «В отношении объектов, которые указаны в частях 3 - 7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, предложения об оснащении таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии должны быть представлены не позднее 1 июля 2018 года.»;

4) в части 12 первое предложение после слов «(для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии)» дополнить словами «, до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час)», слова «частей 3 - 6.1» заменить словами «частей 3 - 6.1 и 8», в четвертом предложении слова «частями 5 - 6.1» заменить словами «частями 5 - 6.1 и 8», шестое предложение после слов «(для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии)» дополнить словами «, после 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов)».»


Изменен порядок определения расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме

Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Июль 2017

Обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта. 

(Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)

"Управляющая компания обратилась в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию, которому на праве собственности принадлежит помещение в многоквартирном доме, о взыскании задолженности за оказанные услуги по содержанию и ремонту общего имущества.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении требований отказано. Суды исходили из того, что договорные отношения с муниципальным образованием возможны только путем заключения муниципального контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, который в настоящем деле заключен не был.

Арбитражный суд округа отменил указанные судебные акты по следующим основаниям.

Руководствуясь положениями статей 210, 249 ГК РФ, статей 36, 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), суд пришел к выводу о том, что обязательство собственника нежилых помещений по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных взаимоотношений с управляющей компанией. При этом в силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей компании обязательными в силу закона, в связи с чем она не могла отказаться от выполнения данных действий даже в отсутствие государственного (муниципального) контракта.

Отсутствие со стороны собственника помещения в многоквартирном доме действий по заключению контракта в целях исполнения своей обязанности по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме не является основанием для освобождения от внесения соответствующей платы на содержание.

В связи с этим в отсутствие доказательств исполнения данного обязательства ответчиком иск подлежит удовлетворению.

По другому делу судами было удовлетворено требование о взыскании платы за проведение капитального ремонта фасада нежилого здания с органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому на праве собственности принадлежало помещение в нем. Суды, руководствуясь положениями статей 210, 249 ГК РФ, а также применив по аналогии нормы статей 36, 153, 158 ЖК РФ, пришли к выводу, что обязанность собственника участвовать соразмерно своей доле в издержках по содержанию, ремонту и сохранению общего имущества нежилого здания также прямо предусмотрена законом и не может быть обусловлена наличием или отсутствием договорных отношений."


Случаи ограничения и приостановления подачи газа потребителям.

Случаи ограничения и приостановления подачи газа потребителям установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Помимо выше указанных случаев:

а) отказа потребителем в допуске исполнителя в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение для проведения контрольной проверки состояния внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя;

б) отсутствия действующих договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Работы по приостановлению и возобновлению подачи газа потребителю при наличии оснований могут самостоятельно проводиться специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования по договору, либо газораспределительной организацией, с которой у специализированной организации заключен договор (соглашение) об аварийно-диспетчерском обеспечении, а работы по приостановлению подачи газа на распределительных газопроводах - газораспределительной организацией.

Организация, осуществляющая техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования, по заявлению потребителя об отключении и (или) подключении газопринимающего оборудования приостанавливает газоснабжение потребителя на срок проведения работ, но не более чем на срок, предусмотренный нормативами выполнения этих работ, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Июнь 2017

Рост платы граждан с июля 2017 года

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» закреплен порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
При изменении тарифа или норматива рост платы граждан не может быть выше предельных (максимальных) индексов.
Рост платы граждан ограничивается в установленных пределах высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации – губернатором Еврейской автономной области.
С июля 2017 года ежемесячный платеж гражданина может вырасти не больше, чем на 4,8% по отношению к декабрю 2016 года.


Какие операции могут совершаться по специальному счету для формирования фонда по капитальному ремонту?

 Статьей 177 Жилищного кодекса РФ установлен перечень операций, которые могут совершаться по специальному счету

1) списание денежных средств, связанное с расчетами за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и расчетами за иные услуги и (или) работы, указанные в части 1 статьи 174 ЖК РФ;

2) списание денежных средств в счет погашения кредитов, займов, полученных на оплату услуг и (или) работ, указанных в части 1 статьи 174 ЖК РФ, уплату процентов за пользование такими кредитами, займами, оплату расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам;

3) в случае смены специального счета перечисление денежных средств, находящихся на данном специальном счете, на другой специальный счет и зачисление на данный специальный счет денежных средств, списанных с другого специального счета, на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме;

4) в случае изменения способа формирования фонда капитального ремонта перечисление денежных средств на счет регионального оператора и зачисление денежных средств, поступивших от регионального оператора, на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме;

5) зачисление взносов на капитальный ремонт, пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов;

6) зачисление средств финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 ЖК РФ;

7) начисление процентов за пользование денежными средствами и списание комиссионного вознаграждения в соответствии с условиями договора специального счета;

8) перечисление денежных средств, находящихся на данном специальном счете, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 174 ЖК РФ;

9) размещение денежных средств (части денежных средств) на специальном депозите и их зачисление со специального счета на специальный депозит, возврат денежных средств (части денежных средств), процентов от размещения денежных средств на специальном депозите в соответствии с условиями договора специального депозита на специальный счет;

10) иные операции по списанию и зачислению средств, связанные с формированием и использованием средств фонда капитального ремонта в соответствии с настоящим Кодексом.

Операции по специальному счету, не предусмотренные Жилищным кодексом РФ, не допускаются.

Май 2017

Порядок оплаты за коммунальную услугу отопление для жителей области в мае 2017 года

Ранее норматив потребления отопления на территории Еврейской автономной области был установлен на период 7 месяцев.

Изменения по  увеличению продолжительности отопительного периода в Еврейской автономной области закреплены приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 29.12.2016 № 124, согласно которым норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен на отопительный период из расчета 8 месяцев.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» норматив потребления коммунальной услуги по отоплению должен учитывать период, равный продолжительности отопительного периода – это количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде. В Еврейской автономной области неполные месяцы – октябрь и май, соответственно норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен из расчета на восемь месяцев.

Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению производится равными долями в течении всего отопительного периода, который составляет восемь месяцев, в том числе неполных, то есть плата за отопление в жилых помещениях многоквартирных домов не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, в счет-квитанциях за май 2017 года представляет собой одну из восьми равных частей платы за отопление, выставленной за истекший отопительный период.

Более подробно с изложенной информацией можно ознакомиться на сайте управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики области.


О лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами

Результатом процесса лицензирования на территории Еврейской автономной области не стало уменьшение управляющих организаций, так как из 29 ранее существующих управляющих организаций на 31.12.2014 деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляло 29 лицензиатов.

Вместе с тем, лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в период с января 2015 года по май 2017 года получили 42 управляющие организации:

- в 2015 году выдано 33 лицензии;

- в 2016 году выдано 8 лицензий;

- в 2016 году переоформлено 4 лицензии;

- в 2016 году прекращено действие 2-х лицензий (банкротство);

- в 2017 году выдана 1 лицензия;

-  в 2017 году переоформлена 1 лицензия;

Из 40 организаций, имеющих действующую лицензию:

- 8 организаций управление многоквартирными домами не осуществляют;

- 32 организации управляют многоквартирными домами на территории области.


Апрель 2017

Подготовка жилищного фонда к эксплуатации в зимний период

Организации, ответственные за содержание многоквартирных домов, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке. План (график) текущего и капитального ремонта должен включать гидравлические испытания, промывку, пробный пуск и наладочные работы с указанием сроков их выполнения.

Испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и центрального кондиционирования должны производиться ежегодно после окончания отопительного периода для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта.

Промывка систем теплопотребления производится ежегодно после окончания отопительного периода, а также монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы также должны быть подвергнуты дезинфекции).

Подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах промывку и дезинфекцию, не допускается.

Результаты испытаний оформляются актами. Формы актов могут предусматривать отдельно промывку и гидравлические испытания элеваторного узла, внутренней системы отопления, водоподогревателя ГВС.

Если результаты испытаний на прочность и плотность не отвечают приведенным условиям, необходимо выявить и установить утечки, после чего провести повторное испытание системы.

Обнаруженные неисправности систем отопления должны заноситься в журнал регистрации. Вид проведенных работ по устранению неисправностей отмечается в журнале с указанием даты и фамилий персонала, проводившего ремонт. Выявленные дефекты в системе отопления должны учитываться при подготовке системы к следующему отопительному сезону.

Трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год.

Нарушение правил подготовки жилищного фонда к эксплуатации в зимний период влечет за собой наложение административного штрафа на управляющие организации в размере от 250 до 300 тысяч рублей, на ТСЖ – от 40 до 50 тысяч рублей.


Порядок внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ при заключении, прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом с лицензиатом

 

Частью 2 статьи 198 ЖК РФ установлены основания для внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации при заключении, прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом с лицензиатом.

Согласно части 5 статьи 198 ЖК РФ определены случаи исключения сведений из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а именно, в случае, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Сведения о таких домах исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по решению органа государственного жилищного надзора.

В соответствии с частью 2 статьи 200 ЖК РФ в таком случае предусмотрен особый порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом, в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием .

Согласно Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» разграничены случаи внесения изменений в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 198 ЖК РФ) и в случае исключения сведений из Реестра в связи с невыполнением требований лицензиата (часть 5 статьи 198 ЖК РФ).

Таким образом, исключение сведений из реестра применяется только к лицензиатам, которые имеют административные наказания, вынесенные судом два и более раза, что существенно отличает случаи, когда вносятся изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации на основании заключения, прекращения, расторжения договора управления многоквартирным домом с лицензиатом.

Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации не совпадает с порядком прекращения деятельности в силу прекращения договора управления многоквартирным домом. 

Порядок прекращения деятельности управляющей организации - прекращение договора управления многоквартирным домом в сроки и по основаниям, установленным самим договором управления, а в случае отсутствия их в договоре - нормами глав 26 и 29 Гражданского кодекса Российской Федерации. 

Договор управления многоквартирным домом считается прекращенным с даты, указанной в договоре, следовательно, управляющая организация прекращает управление многоквартирным домом именно с этой даты.

Март 2017

С 01.01.2017 изменен порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета.

В соответствии с разделом VIII Правил  предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

Кроме того, к заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета. 


Увеличен минимальный перечень услуг и работ, необходимый для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме

Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» увеличен минимальный перечень услуг и работ, необходимый для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», следующими видами работ:

Работы по обеспечению вывоза, в том числе откачке, жидких бытовых отходов:

содержание сооружений и оборудования, используемых для накопления жидких бытовых отходов в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения;

вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории;

вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории.

Работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов:

организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок;

организация сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.


Изменен срок вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2016 № 498-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" уменьшен срок вступления в силу решения собственников помещений в многоквартирном доме  о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете. 

Ранее такой срок был равен двум годам после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Законом этот срок уменьшен до одного года.

Февраль 2017

Можно ли изменить границы помещений в многоквартирном доме?

Согласно статье 40 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме при приобретении в собственность помещения, смежного с принадлежащим ему на праве собственности помещением в многоквартирном доме, вправе объединить эти помещения в одно помещение в порядке, установленном для перепланировки жилых помещений. Границы между смежными помещениями могут быть изменены или эти помещения могут быть разделены на два и более помещения без согласия собственников других помещений в случае, если подобные изменение или раздел не влекут за собой изменение границ других помещений, границ и размера общего имущества в многоквартирном доме или изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме.

Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.


Об итогах работы государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области в 2016 году

Государственная жилищная инспекция Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, осуществляющим на территории области региональный государственный жилищный надзор и лицензионный контроль.

На территории области 3418 многоквартирных домов (далее - МКД) с площадью 3,5 млн.м2, состояние которых подконтрольно инспекции.

В 2016 году инспекторами проводились проверки, ходе которых обследовано 74% жилищного фонда области по различным видам нарушений.

Основная деятельность государственной жилищной инспекции области связана с работой по обращениям граждан, которых в инспекцию в 2016 году поступило 1111, что на 22% больше, чем в 2015 году.

Также проводилась плановая проверка 1 управляющей компании и внеплановые проверки по наличию договоров со специализированными организациями на содержание и ремонт внутридомового газового оборудования и вентиляционных каналов. Выявлены нарушения, выданы предписания.

Всего в 2016 году проведено 593 проверки, по результатам которых выявлено 789 нарушений и выдано 260 предписаний, произведено перерасчетов платы за жилое помещение и коммунальные услуги гражданам управляющими организациями и ТСЖ на сумму более 1,3 млн.рублей.

За нарушение требований жилищного законодательства граждане и юридические лица привлечены к административной ответственности с наложением административных штрафов на сумму более 2 млн. рублей.

В целях полноценного обеспечения открытости, доступности и понимания о деятельности государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области для граждан Российской Федерации организована телефонная «горячая линия», сведения о ее работе и о вопросах, ответы на которые можно получить, размещены на странице инспекции в сети Интернет.

Также проведена большая работа по раскрытию на сайте инспекции раздела «Информация о работе с обращениями граждан». 

Январь 2017

Что является основанием для перерасчета платы за ненадлежащее качество коммунальных услуг?

В случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества исполнитель обязан произвести перерасчет. Основанием для перерасчета является акт проверки, подтверждающий предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества. Для составления данного акта необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании или ТСЖ, при непосредственном способе управления – в ресурсоснабжающую организацию (далее – РСО). Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом  обязательно сообщается  фамилия, имя и отчество (при наличии), точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить сведения о лице, принявшем сообщение (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение и время его регистрации.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы управляющей компании, ТСЖ или РСО известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. В случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.

Время проведения проверки в таких случаях назначается не позднее 2 часов с момента получения сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если не согласовано иное время.

По окончании проверки составляется акт проверки, который будет являться основанием для перерасчёта.

В случае не проведения управляющей компанией проверки в срок, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие представителя  управляющей компании, ТСЖ или РСО. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем двумя потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.


Как возместить ущерб в случае затопления жилого помещения?

Некоторые проживающие в квартирах граждане  не подходят ответственно к содержанию и обслуживанию внутриквартирного оборудования. Нередко происходит затопление квартиры, а иногда и нескольких этажей. Во многих случаях виноваты сами жильцы. Однако нередки случаи, когда виновными могут стать управляющие организации или ТСЖ, которые несут ответственность за состояние внутридомовых инженерных систем.

Если квартиру затопили, то виновник (соседи или управляющая организация, ТСЖ) должен устранить причину и последствия затопления, произвести ремонт.

Согласно ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина возмещается в полном объеме причинителем вреда. Следовательно, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Для того, чтобы выяснить причину затопления необходимо обратиться в аварийно-диспетчерской службу, которая составит акт.

В случае несогласия с содержанием акта, необходимо обратиться в специализированную экспертную организацию для установления причин произошедшей аварии, а также для представления сметы (калькуляции) затрат, которые вам необходимы на устранение последствий затопления квартиры.

Затем пишется в адрес виновника претензия с приложением акта фиксации ущерба либо экспертного заключения. В претензии должно содержаться предложение о возмещении причиненного вреда в добровольном порядке.

В случае если не удалось договориться с виновником аварии о компенсации причиненного ущерба или он не согласен с оценочной стоимостью, необходимо обратиться в суд.

        

Каков порядок введения индивидуального прибора учета в эксплуатацию?

Оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения.

Итак, установлен прибор учета. Следующим шагом будет обращение в управляющую организацию, товарищество собственников жилья для ввода его в эксплуатацию.

Для этого необходимо направить заявку, в которой указать следующую информацию:

- сведения о потребителе — фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон;

- предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

- тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;

- сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;

- показания прибора учета на момент его установки;

- дата следующей поверки.

К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

Установленный прибор вводится в эксплуатацию не позднее месяца, следующим за датой его установки.

Окончанием данной процедуры является подписание акта ввода прибора учета в эксплуатацию, что и будет являться основанием для осуществления начислений платежей за фактически потребленные коммунальные услуги по показаниям индивидуальных приборов учета.

В случае соблюдения указанного порядка и представления всех, предусмотренных законом документов, управляющая организация (товарищество собственников жилья) обязана обеспечить ввод прибора учета в эксплуатацию.

Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется бесплатно. Однако, в случае повторного опломбирования по причине повреждения пломбы или знаков поверки взимается плата.

 

Декабрь 2016

Каким образом формируется плата за жилое помещение?

Размер платы за жилое помещение определяется в соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме и определяется исходя из занимаемой площади жилого помещения.

Плата за жилое помещение включает в себя плату за содержание жилого помещения, плату за наем жилого помещения (только для нанимателей), плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Размер платы за жилое помещение определяется:

- для собственников: по решению общего собрания собственников, где собственники большинством голосов (более 50 %) принимают решение об утверждении названной платы по предложению управляющей организации.

- для членов ТСЖ: органами управления ТСЖ в соответствии с уставом ТСЖ.

Размер платы за жилое помещение может быть установлен органами местного самоуправления в следующих случаях:

- если дом передается на управление по результатам открытого конкурса;

- если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за жилое помещение.


Две квитанции за коммунальные услуги. Кому платить?

Государственной жилищной инспекцией области и прокуратурой Облученского района 20.12.2016 в Центре досуга и кино города Облучье организована встреча с населением.

Необходимость встречи была вызвана получением жителями домов двух квитанций за коммунальные услуги, которые были вынуждены обратиться в органы государственного жилищного надзора области и прокуратуры за защитой своих прав.

По результатам проверки было установлено, что управляющая компания, не достигнув согласия с ресурсоснабжающей организацией по вопросу заключения договора о приобретении коммунальных ресурсов, в нарушение пункта 14 Правил предоставления коммунальных услуг*, представила жителям платежные документы на внесение платы за коммунальные услуги.

*Согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 35, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. 


Каким образом дом признается аварийным?

Оценка и обследование жилых помещений в целях признания их непригодными для проживания граждан, а также оценка и обследование многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются создаваемой с этой целью межведомственной комиссией (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»).

Для решения вопроса о признании дома аварийным или подлежащим сносу в межведомственную комиссию необходимо представить следующие документы:

1) заявление о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным;

2) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, если право на него не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

3) заключение специализированной организации, которая проводила обследование многоквартирного дома.

Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены на бумажном носителе лично или по почте с уведомлением о вручении. Кроме того, заявление можно подать в форме электронных документов с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), регионального портала государственных и муниципальных услуг (при его наличии) или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

Межведомственная комиссия должна принять соответствующее решение в течение 30 дней с даты регистрации заявления. В случае признания многоквартирного дома аварийным орган государственной власти или местного самоуправления, принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования дома, сроках отселения граждан.

При несогласии с заключением межведомственной комиссии, а также в случае непринятия органом местного самоуправления мер по заявлению гражданин вправе оспорить действие или бездействие указанных органов в судебном порядке (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

 

Ноябрь 2016

Проверка безопасности использования и содержания внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах области 

Государственной жилищной инспекцией Еврейской автономной области по результатам проведенных проверок безопасности использования и содержания внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах области выявлены факты отсутствия договоров на обслуживание и содержание внутридомового газового оборудования со специализированными организациями в 123 многоквартирных домах из 428.

Также проверка показала, что управляющими организациями и товариществами собственников жилья недостаточно уделяется внимания техническому обслуживанию дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах, имеющих централизованное газоснабжение.
По результатам проверок выдано 45 предписаний об устранении нарушений законодательства. 


Структура платы за жилое помещение – что нового?

С 1 января 2017 года вступают в силу изменения, внесенные в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Согласно статье 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение, помимо платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме включается плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частями 9.1 и 9.2 статьи 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.


Какова цель встречи с жителями поселка Волочаевка-2?

Ненадлежащая работа управляющей и ресурсоснабжающих организаций, органа местного самоуправления в поселке Волочаевка-2 привела к необходимости проведения встречи с жителями поселка. На встречу приехали представители прокуратуры Еврейской автономной области и Смидовичского района, заместитель председателя правительства области Канделя Н.М., руководители государственной жилищной инспекции области и управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства области, представители администрации Смидовичского района.
Начальнику государственной жилищной инспекции Попович Е.В. заданы вопросы, на которые получены ответы по размещению объявлений о необходимости принятия собственниками общего имущества многоквартирных домов решения об установке общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, а также об оказании содействия представителями советов многоквартирных домов по установлению количества проживающих в жилых помещениях при отсутствии индивидуальных приборов учета.
Обращения граждан о законности увеличения платы за коммунальные услуги приняты к рассмотрению государственной жилищной инспекцией области в установленные сроки.   

Октябрь 2016

Что такое ГИС ЖКХ?

ГИС ЖКХ – это государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Правовой основой создания, эксплуатации и модернизации системы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Жилищный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, регулирующие отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении, и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Целью Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.


Из чего состоит плата за коммунальные услуги и кто ее определяет?

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 1. ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На территории Еврейской автономной области нормативы на коммунальные услуги устанавливаются управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства области, тарифы - комитетом тарифов и цен правительства области.


Использование жилого помещения с целью осуществления предпринимательской деятельности.

Собственники жилых помещений в многоквартирных домах, должны знать, что существуют нормы пользования жилым помещением, чтобы не нарушались права и интересы соседей.

Такие нормы установлены статьей 17 Жилищного кодекса РФ, статьей 288 Гражданского кодекса РФ, также содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями».

Названное законодательство допускает использование жилых помещений не только для проживания людей, но и в целях осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, при этом, не переводя его в нежилое помещение.

Это возможно при условии соблюдения следующих обязательных требований:

1. проживание в жилом помещении на законных основаниях;

2. предпринимательская деятельность не должна нарушать прав и законных интересов других граждан;

3. жилое помещение должно отвечать установленным требованиям (такие требования установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47).

И самое важное условие: предпринимательская деятельность не должна быть связана с производством каких-либо вещей, переработкой или реализацией сырья и продукции. Это может быть оказание юридических, аудиторских, бухгалтерских и прочих консультационных услуг, репетиторство, индивидуальная педагогическая деятельность и т.д.). Во всех иных случаях изначально необходимо произвести перевод жилого помещения в нежилое в порядке, установленном статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На гражданина, допустившего самовольное использование жилого помещения в предпринимательских целях без перевода его в нежилое, то есть использование его не по назначению, в соответствии с частью 1 статьи 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть наложен административный штраф в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Кроме того, незаконное использование жилого помещения в предпринимательских целях влечет административную ответственность за нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства согласно статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа от пятисот до двух тысячи рублей или приостановление предпринимательской деятельности на срок до девяноста суток.