Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области

Часто задаваемые вопросы

Как порой тяжело донести до собственника квартиры в многоквартирном доме мысль об его обязанности по содержанию и ремонту общего имущества такого дома.

Хотя, если мы являемся собственниками другого имущества, например, гаража или автомобиля, то обязанности по их покраске, уборке, обслуживанию и выполнению других работ в целях сохранности этого имущества, воспринимаем как "должное". Но ведь все эти работы и есть "содержание и ремонт" имущества.

Эти понятия применяются и для такого объекта, как многоквартирный дом. Только собственников помещений в многоквартирном доме может быть несколько.

Кому могут принадлежать помещения в многоквартирном доме? Что является общим имуществом собственников такого дома?

Помещения в многоквартирном доме могут принадлежать:

  • гражданам – частный жилищный фонд;
  • юридическим лицам - частный жилищный фонд;
  • Российской Федерации – государственный жилищный фонд;
  • субъектам РФ, например, Еврейской автономной области - государственный жилищный фонд;
  • органам местного самоуправления, например, муниципальным образованиям городов, поселений или сел – муниципальный жилищный фонд.

Согласно главы 6 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений (жилого (и)или нежилого) в многоквартирном доме принадлежит доля (т.е. часть) общего имущества в многоквартирном доме, а именно:

1) помещений в данном доме, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов, лифтовых и иных шахт, коридоров, технических этажей, чердаков, подвалов, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иных помещений в данном доме, не принадлежащих отдельным собственникам и предназначенных для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыш, ограждающих несущих и ненесущих конструкций данного дома, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающего более одного помещения;

4) земельного участка, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенных на указанном земельном участке объектов. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

ЗНАЙТЕ! Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе:

1) осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

2) отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение.

Каков порядок выдачи, срок действия, аннулирование и сохранение лицензии на право управления многоквартирными домами?

С 01.05.2015 деятельность по управлению многоквартирными домами (далее МКД) на территории ЕАО могут осуществлять только те организации, которые получили лицензию.

Срок действия лицензии неограничен, но действовать она может только на территории области.

Выдавать лицензии, а также осуществлять лицензионный контроль поручено органам государственного жилищного надзора. Лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД выдается после установления факта соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований.

Согласно ч. 5 ст. 198 ЖК РФ, сведения о МКД исключаются из реестра лицензий субъекта РФ, в случае если в течение года лицензиат и (или) должностное его лицо были привлечены судом 2 и более раза к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания органа государственного жилищного надзора в отношении МКД, что подразумевает прекращение деятельности по управлению таким домом.

В случае исключения 15% МКД, находящихся в управлении управляющей организации, из реестра лицензий субъекта РФ, управляющая организация лишается лицензии по решению суда.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 7 ст. 198 ЖК РФ собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в МКД решение о продолжении осуществления организацией деятельности по управлению их домом. Принять такое решение они могут в течение 2-х месяцев со дня их надлежащего информирования о наличии оснований для исключения сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ. 

Структура платы за жилое помещение – что нового?

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Согласно статье 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение, помимо платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме включается плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частями 9.1 и 9.2 статьи 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В каких случаях может последовать отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения?

Основания для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установлены в статье 27 ЖК РФ  и такой отказ допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 ЖК РФ документов, обязанность по представлению возложена на заявителя;

2) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с с частью 2.1 статьи 26 ЖК РФ, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с с частью 2.1 статьи 26 ЖК РФ, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

3) представления документов в ненадлежащий орган;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

В решении об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно быть указано основание отказа с обязательной ссылкой на вышеуказанные нарушения.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно быть выдано или направлено заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения.

Заявитель вправе обжаловать решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в судебном порядке.

 Что такое ГИС ЖКХ?

ГИС ЖКХ – это государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Правовой основой создания, эксплуатации и модернизации системы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Жилищный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, регулирующие отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении, и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Целью Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.

С какого момента управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг и вправе выставлять платежные документы?

Согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 35, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. После заключения договора о приобретении коммунального ресурса управляющая организация вправе выставлять платежные документы.

Каков статус Совета многоквартирного дома?

С целью эффективного решения вопросов, возникающих в ходе управления домом, законодательством введено понятие «Совет многоквартирного дома» (статья 161.1 Жилищного кодекса РФ).

Совет не подлежит какой-либо регистрации и избирается из числа собственников помещений в доме, управление которым осуществляется управляющей организацией. Совет не может быть избран применительно к нескольким многоквартирным домам.

Совет может быть избран принудительно органом местного самоуправления, если собственники не приняли соответствующего решения сами.

Совет многоквартирного дома может решать следующие вопросы:

- обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

- выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме (в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом), о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым, не противоречит Жилищному кодексу РФ;

- представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

- представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании;

- осуществляет контроль за оказанием услуг и выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг;

- представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;

- осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Из числа членов совета многоквартирного дома избирается председатель совета, который осуществляет руководство текущей деятельностью совета.

Председатель совета многоквартирного дома может решать следующие вопросы:

- вправе вступить в переговоры относительно условий договора управления (результаты таких переговоров обязательно доводятся до собственников);

- при условии наличия доверенности заключает договор управления многоквартирным домом или иные договоры, заключаемые с целью надлежащего содержания дома;

- при условии наличия доверенности осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

- при условии наличия доверенности подписывает акты приемки оказанных услуг и выполненных работ, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и выполнения работ, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией своих обязательств;

- при условии наличия доверенности выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;

- осуществляет принятие решений по иным вопросам, которые были переданы председателю в соответствии с решением общего собрания собственников.

Совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья. Если подобных решений не принималось, то Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений. 

Из чего состоит плата за коммунальные услуги и кто ее определяет?

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 1. ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На территории Еврейской автономной области нормативы на коммунальные услуги устанавливаются управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства области, тарифы - комитетом тарифов и цен правительства области.

Можно ли использовать жилое помещение в целях осуществления предпринимательской деятельности?

Собственники жилых помещений в многоквартирных домах, должны знать, что существуют нормы пользования жилым помещением, чтобы не нарушались права и интересы соседей.

Такие нормы установлены статьей 17 Жилищного кодекса РФ, статьей 288 Гражданского кодекса РФ, также содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями».

Названное законодательство допускает использование жилых помещений не только для проживания людей, но и в целях осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, при этом, не переводя его в нежилое помещение.

Это возможно при условии соблюдения следующих обязательных требований:

1. проживание в жилом помещении на законных основаниях;

2. предпринимательская деятельность не должна нарушать прав и законных интересов других граждан;

3. жилое помещение должно отвечать установленным требованиям (такие требования установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47).

И самое важное условие: предпринимательская деятельность не должна быть связана с производством каких-либо вещей, переработкой или реализацией сырья и продукции. Это может быть оказание юридических, аудиторских, бухгалтерских и прочих консультационных услуг, репетиторство, индивидуальная педагогическая деятельность и т.д.). Во всех иных случаях изначально необходимо произвести перевод жилого помещения в нежилое в порядке, установленном статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На гражданина, допустившего самовольное использование жилого помещения в предпринимательских целях без перевода его в нежилое, то есть использование его не по назначению, в соответствии с частью 1 статьи 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть наложен административный штраф в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Кроме того, незаконное использование жилого помещения в предпринимательских целях влечет административную ответственность за нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства согласно статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа от пятисот до двух тысячи рублей или приостановление предпринимательской деятельности на срок до девяноста суток.

Порядок введения индивидуального прибора учета в эксплуатацию

Оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения.

Итак, Вы установили прибор учета. Следующим шагом будет обращение в управляющую организацию, товарищество собственников жилья для ввода его в эксплуатацию. Для этого Вам необходимо направить заявку, в которой указать следующую информацию:

- сведения о потребителе — фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон;

- предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

- тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;

- сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;

- показания прибора учета на момент его установки;

- дата следующей поверки.

К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

Установленный прибор вводится в эксплуатацию не позднее месяца, следующим за датой его установки.

Окончанием данной процедуры является подписание акта ввода прибора учета в эксплуатацию, что и будет являться основанием для осуществления начислений платежей за фактически потребленные коммунальные услуги по показаниям индивидуальных приборов учета.

В случае соблюдения указанного порядка и представления всех, предусмотренных законом документов, управляющая организация (товарищество собственников жилья) обязана обеспечить ввод прибора учета в эксплуатацию.

Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется бесплатно. Однако, в случае повторного опломбирования по причине повреждения пломбы или знаков поверки, Вами или иными лицами, взимается плата.

Как возместить ущерб в случае затопления жилого помещения?

Не все проживающие в квартирах граждане ответственно подходят к содержанию и обслуживанию внутриквартирного оборудования. Нередко происходит затопление квартиры, а иногда и нескольких этажей. Во многих случаях виноваты сами жильцы. Однако нередко виновными могут стать управляющие организации или ТСЖ, которые несут ответственность за состояние внутридомовых инженерных систем.

Если вашу квартиру затопили, то виновник (соседи или управляющая организация, ТСЖ) должен устранить причину и последствия затопления, произвести ремонт.

Согласно ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина возмещается в полном объеме причинителем вреда. Следовательно, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Для того, чтобы выяснить причину затопления необходимо обратиться в аварийно-диспетчерской службу, которая составит акт.

В случае несогласия с содержанием акта, необходимо обратиться в специализированную экспертную организацию для установления причин произошедшей аварии, а также для представления сметы (калькуляции) затрат, которые вам необходимы на устранение последствий затопления квартиры.

Затем пишите в адрес виновника претензию с приложением акта фиксации ущерба либо экспертного заключения. В претензии должно содержаться предложение о возмещении причиненного Вам вреда в добровольном порядке.

В случае если не удалось договориться с виновником аварии о компенсации причиненного ущерба или он не согласен с оценочной стоимостью, обращайтесь в суд. 

Что является основанием для перерасчета платы за ненадлежащее качество коммунальных услуг?

 В случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества исполнитель обязан произвести перерасчет. Основанием для перерасчета является акт проверки, подтверждающий предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества. Для составления данного акта необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании или ТСЖ, при непосредственном способе управления – в ресурсоснабжающую организацию (далее – РСО). Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано Вами в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом Вы обязаны сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить Вам сведения о лице, принявшем сообщение (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение и время его регистрации.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы управляющей компании, ТСЖ или РСО известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить Вам об этом и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. В случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с Вами дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.

Время проведения проверки в таких случаях назначается не позднее 2 часов с момента получения от Вас сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с Вами не согласовано иное время.

По окончании проверки составляется акт проверки, который будет являться основанием для перерасчёта.

В случае не проведения управляющей компанией проверки в срок, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы Вы вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие представителя  управляющей компании, ТСЖ или РСО. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем двумя потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.

Можно ли изменить границы помещений в многоквартирном доме?

Согласно статье 40 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме при приобретении в собственность помещения, смежного с принадлежащим ему на праве собственности помещением в многоквартирном доме, вправе объединить эти помещения в одно помещение в порядке, установленном для перепланировки жилых помещений. Границы между смежными помещениями могут быть изменены или эти помещения могут быть разделены на два и более помещения без согласия собственников других помещений в случае, если подобные изменение или раздел не влекут за собой изменение границ других помещений, границ и размера общего имущества в многоквартирном доме или изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме.

Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Федеральным законом от 05.12.2016 № 412-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесена статья, предусматривающая административную ответственность за нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования

ИЗВЛЕЧЕНИЕ  

"Статья 9.23. Нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования

1. Нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо невыполнение работ (неоказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включенных в перечень, предусмотренный правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

2. Уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

3. Отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

4. Уклонение от замены оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в случаях, если такая замена является обязательной в соответствии с правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, либо уклонение от заключения договора о техническом диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

5. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 – 4 настоящей статьи, приведшие к аварии или возникновению непосредственной угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до четырехсот тысяч рублей.

6. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 – 4   настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток."

С 01.01.2017 изменен порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета.

В соответствии с разделом VIII Правил  предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

Кроме того, к заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.

Каков размер взноса на капитальный ремонт в Еврейской автономной области?

В соответствии с Законом Еврейской автономной области от 16.12.2015 № 847-ОЗ «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Еврейской автономной области на 2015 - 2016 годы» в 2016 году минимальный размер взноса на капитальный ремонт составлял 4,00 руб. на 1 кв. метр общей площади жилого (нежилого) помещения в месяц.

Законом Еврейской автономной области от 16.12.2016 № 43-ОЗ «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Еврейской автономной области на 2017 – 2019 годы» взнос увеличен и составляет на 1 кв. метр общей площади жилого (нежилого) помещения в месяц:

в 2017 году – 4,92 руб.;

в 2018 году – 5,77 руб.;

в 2019 году – 6,70 руб.

Для определенной категории собственников помещений в многоквартирном доме предусмотрено снижение платы за капитальный ремонт.   

Каков срок вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете?

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2016 № 498-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" уменьшен срок вступления в силу решения собственников помещений в многоквартирном доме  о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете. 

Ранее такой срок был равен двум годам после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Законом этот срок уменьшен до одного года. 

Какова периодичность проверки дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирном доме?

Обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов (п. 5 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 (далее -  Правила № 410)).

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы (п. 5.5.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170).

Надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах в соответствии с п. 11 Правил № 410 обеспечивается лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме:

- путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (при наличии у них лицензии, предусмотренной пунктом 14 Правил № 410);

- путем заключения договора о проверке состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте между лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме и организацией, допущенной к выполнению соответствующих работ на основании лицензии, выданной в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225, и исполняется в порядке, предусмотренном статьями 730-739 ГК РФ.

Периодичность проверки дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирном доме определяется:

- в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год не позднее, чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона (п. 12 Правил № 410);

- вентиляционные каналы помещений, в которых установлены газовые приборы - не реже 2 раз в год: зимой и летом (п. 21.1. Правил, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170; пп. «б» п. 4.3.12 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда, утвержденного Госстроем России МДК 2-04.2004).

Применяются ли повышающие коэффициенты к нормативу потребления коммунальных услуг для нанимателей жилых помещений?

Согласно п. 42 правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы определяется с применением повышающего коэффициента.

Исходя из понятий, используемых в Правилах, потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, потребляющее коммунальные услуги.

Под лицом, пользующимся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, также подразумеваются наниматели жилых помещений.

Обязанность установки прибора учета в жилом помещении в соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лежит на собственнике такого помещения, которым может являться муниципальное образование, субъект Российской Федерации, Российская Федерация. В таких жилых помещениям проживают наниматели, у которых отсутствует обязанность установки прибора учета.

На основании вышеизложенного, действия по включению в плату за коммунальные услуги нанимателям повышающего коэффициента считаются неправомерными. 


Может ли являться основанием для проверки обращение, направленное в инспекцию в форме электронного документа?


С 01.01.2017 внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В случае, если в обращении содержатся сведения о нарушении обязательных требований, то в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» инспекция проводит внеплановую проверку.

Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

В настоящее время такими системами являются Официальный интернет-портал государственных услуг и Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства