Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области

Развитие Еврейской автономной области (конец XIX в. - 1934 г.)

Освоение бассейна р. Амур и побережья Тихого океана русскими людьми началось с середины XVII века. С древнейших времен на территории Приамурья проживали палеоазиатские, тунгусские, монгольские племена (дауры, дючеры, натки, ороки, гиляки, айны и др.), которые вели кочевой образ жизни. Походы предприимчивых казаков – первых землепроходцев под предводительством В.Д. Пояркова, Е.П. Хабарова, О. Степанова, А. Пашкова, Н.Р. Черниговского и других положили начало изучению приамурских земель.

В.Д. Поярков в ходе экспедиции 1643 – 1646 гг. в отписке Ленским воеводам писал: " … в том государю будет многая прибыль, потому что те землицы людны и хлебны и собольны, и всякого зверя много, и те реки рыбны, и государевым ратным людям в той землице хлебной скудности ни в чем не будет".

Усилиями первопроходцев на амурском речном пути возникали первые остроги и поселения.

Освоение приамурских земель началось в 1854 году. Большую роль в этом сыграла деятельность генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева, удостоенного за заслуги перед Отечеством графского титула с приставкой "Амурский". В 1854 г. он организовал первый военный сплав в низовья Амура для отражения натиска англо-французских завоевателей. В сплавах участвовали регулярные войска, казаки и переселенцы, которые оседали вначале в низовьях реки, а затем расселялись вглубь дальневосточной территории. Особое место среди них занимали забайкальские казаки. На плотах и баржах их доставляли по рекам Амуру и Уссури и расселяли партиями на расстоянии 20-30 верст друг от друга для образования непрерывной линии пограничных кордонов, почтовых и пароходных станций.

В ходе третьего сплава в 1856 г. подполковником Н.В. Буссе, начальником сплава, было поставлено 4 поста, в т.ч. на территории будущей автономии – пост Хинганский при входе в Малый Хинган из 24 человек. По предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева в 1856 г. была создана так называемая "Амурская линия", которая располагалась по левому берегу Амура, предназначенная для заселения казаками Забайкальского войска. В 1857 г. на левобережную территорию Амура было сплавлено 583 семьи забайкальских казаков, которые основали первые 16 поселений, из них на территории будущей области было основано село Пашково (бывш. пост Хинганский). С образованием Забайкальской, Амурской и Приморской областей "Амурская линия" была упразднена. Заселение береговой полосы р. Амур казаками до 1862 г. носило принудительный характер.

Из документа "Материал по исследованию естественно-исторических условий Биробиджана" узнаем: " … Еще весной 1856 г. все селения 2-й конной Забайкальской бригады облетела весть о вызове охотников идти переселенцами на Амур.

Но таковых не нашлось и пришло распоряжение о наборе переселенцев посредством жребия и назначения по усмотрению начальства …

В объявлении о наборе значилось: переселяющимся будут отведены места самые удобные для ведения хлебопашества, имеющие хорошие пастбища для лошадей и домашнего скота, воду и лес в достаточном количестве; переселяющиеся пользуются двухлетнею льготою от службы; они получают 15 руб. пособия и в течение двух лет провиантское довольствие, а бедные, кроме того, - бесплатное обмундирование и прочее …

Но все эти обещания нисколько не прельщали казаков, живших сравнительно в довольстве и не нуждающихся в перемене места, и всякий из них, вынувший билетик с роковой надписью "в Амур", носил вид приговоренного точно к смерти …

Само расселение по обозначенным местам не зависело от казаков. Их не спрашивали, нравится ли место, годно ли оно к землепашеству …

Старший на барже, завидев столб с дощечкой, командовал: "Прибиваться к берегу" - и, выгрузив людей, имущество, провиант, плыл дальше для той же надобности … ".

Казаки, высаженные на берег с провиантом на год, не получали помощи, поэтому первые годы поселения приносили им ряд бедствий и лишений.

В 1858 г. Айгуньский, а в 1860 г. Пекинский договоры официально закрепили пограничную линию между Россией и Китаем, приамурская территория, открытая и освоенная русскими людьми в XVII – XIX вв., стала составной частью России и получила административное наименование "Приамурский край". Будущая территория ЕАО входила в состав края.

Указом императора России от 29 октября 1858 г. было создано Амурское казачье войско, которое состояло из 2-х Амурских конных казачьих полков и Амурского пешего казачьего батальона.

В 60-е годы ХIХ в. продолжалось заселение русскими людьми приамурских земель. В результате 6-летнего переселения (1856 – 1862 гг.) на территории будущей области были образованы поселения: Венцелево, Воскресеновка, Верхне-Спасское, Головино, Дежнево, Доброе, Екатерино-Никольское, Забеловское, Квашнино, Кукелево, Луговое, Михайло-Семеновское, Нижне-Спасское, Нагибово, Пузино, Петровское, Радде, Союзное, Степановка и другие. Все они входили в состав Амурского пешего казачьего батальона. К 1893 г. в Амурском пешем казачьем батальоне значились три станичных округа: Екатерино-Никольский, Михайло-Семеновский, Раддевский.

В отчете военного губернатора Амурской области генерал-лейтенанта К.Н. Грибского за 1900 г. имелись сведения:

" … Амурское казачье войско, занимающее береговую полосу р. Амур от станицы Покровской до выселка Забеловского (на территории будущей автономии – от пос. Сторожевого до выселка Забеловского), делилось на три участка, в третий участок входили станичные округа Амурского пешего казачьего батальона:

Екатерино-Никольский – 7 селений, 576 дворов, 4476 душ населения;

Михайло-Семеновский – 14 селений, 624 двора, 4908 душ населения;

Раддевский – 4 селения, 148 дворов, 1157 душ населения".

Заселение казаками пограничной полосы обеспечивало охрану юго-восточной границы России, защиту населения от набегов хунхузских шаек на пограничные поселки и села, которые продолжались до 1924 года. Охрана государственной границы между Россией и Китаем на протяжении 2,5 тыс. верст оставалась важнейшей обязанностью казачества. Станицы фактически выполняли функции пограничных постов: из станиц казачьи разъезды выходили на охрану пограничных рубежей Российского государства. Казаки Амурского пешего казачьего батальона несли службу на Петровском, Степановском и других пограничных постах.

Первые переселенцы. Вторая половина XIX в.

Кроме охраны границ, казаки занимались охотой и промыслами, выполняли различные государственные повинности, занимались хозяйственной деятельностью. Казаки содержали воинский постой, доставляли почту, служили сторожами при церквях, правлениях, магазинах, школах, доставляли дрова для пароходов, занимались устройством и ремонтом дорог, содержали перевозы и переправы через речки на почтовом тракте, содержали общественные здания и т. п. Часть повинностей – почтовая гоньба, доставка дров для пароходов, перевоз грузов были сняты в 1879 году.

С 1895 г. началось добровольное переселение за казенный счет казаков Донского и Оренбургского войск, затем кубанских и забайкальских казаков и завершилось переселение в 1901 году. В те годы было зачислено в казачье сословие 52 семьи переселенцев-крестьян.

С 1861 г. приамурские земли были объявлены царским правительством открытыми для заселения "крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет". В переселенческом движении выделялись три этапа: 1861 – 1881, 1882 – 1891, 1892 – 1901 годы. Именно в эти годы происходило формирование крестьян-старожилов, заселение приамурских земель ссыльнопоселенцами, временными поселенцами, отставными солдатами и казаками.

С 1901 по 1909 год между реками Тунгуской и Амуром, согласно утвержденным царским правительством 22 июня 1900 г. Временным правилам для образования переселенческих участков в Амурской и Приморской областях, было выделено 10 переселенческих участков. На пяти участках были образованы селения Дежневка, Самаро-Орловка, Волочаевка, Даниловка. Территория Малой Биры и Бирского Опытного Поля начала осваиваться с 1909 года. Переселенцы-крестьяне на этих землях в 1910 г. образовали села: Русская Поляна, Беловодское, Александровка, Алексеевка, в 1911 г. – Назарово, Михайло-Архангельское, в 1912–1913 гг. – Почаевка, Казанка, Романовское, Угловое, Степное. К 1915 г. на участки Бирского Опытного Поля было водворено – 432 семьи, 1087 душ. Однако наводнения и начавшаяся в 1914 г. первая мировая война обусловили большой отсев крестьян-переселенцев. Осенью 1915 г. 293 хозяйства от числа водворенных снимаются со своих мест и уезжают на места прежнего места жительства. Исчезают ряд населенных пунктов, дальнейшее развитие территории на время приостанавливается.

Путь на Амур при отсутствии железной дороги был долгим и трудным. Крестьяне ехали на подводах, шли пешком, несли на себе хозяйственный скарб, земледельческие орудия и семена. Ехали до Томска, затем на телегах и в фургонах до Читы или Сретенска, на плотах сплавлялись до Благовещенска. Дорожные расходы были значительными. Бывали случаи, когда переселенцы добирались до Амура 2-3 года и более.

В начале 20-х годов XIX в. значительные пространства Сибири и Дальнего Востока оставались в социально-экономическом отношении отсталыми окраинами России, оторванными от европейской части. По мере развития транспорта, и в первую очередь железнодорожного, эти территории постепенно развивались.

В 1898 г. началось строительство самой значительной грунтовой дороги вдоль Амура ("Амурская колесуха"). Строительство "Колесухи" – по тем масштабам крупного государственного сооружения, выполнялось трудом арестантов. Протяженность дороги составляла почти 2,0 тыс. км, на территории области – около 320 км. Ежегодно на ней трудилось до 1,0 тыс. арестантов. "Колесуха" начиналась у с. Покровки (возле Хабаровска), шла на Волочаевку и далее тянулась в юго-западном направлении через села Русская Поляна, Надеждинское, Чурки, Бабстово, Преображеновка, через Хинганский хребет выходила у с. Радде и дальше проходила по берегу р. Амура через с. Пашково на Благовещенск".

Строительство дороги было окончено в 1909 г., между Благовещенском и Хабаровском был открыт сквозной почтовый тракт.

Один из первых отрядов каторжников – строителей Амурского участка Транссибирской магистрали. Начало XXв.

На заселение дальневосточной окраины существенное влияние оказало строительство Амурской железной дороги (1908 – 1916 гг.). На ее строительстве также использовался труд каторжан (с 1911 г. было занято 8,0 тыс. чел.), а также труд рабочих, прибывших из центральных губерний России (в 1912 г. прибыло 80,8 тыс. чел.). В 1913 – 1915 гг. были сданы во временную эксплуатацию отдельные участки магистрали, а в 1916 г. (с окончанием постройки железнодорожного моста у г. Хабаровска) завершилась прокладка сквозной магистрали до Владивостока.

В ходе строительства Амурской железной дороги на территории будущей области были образованы новые населенные пункты: Аур, Бира, Ин, Икура, Лондоко, Облучье, Ольгохта, Тихонькая и другие, в которых жили строители и обслуживающий персонал железной дороги.

События 1917 г. перевернули новую страницу в истории Дальнего Востока. В начале 1920-х годов стали активно обсуждаться планы землеустройства трудящихся евреев и изыскания территории для их компактного проживания. Для рассмотрения этого вопроса была создана комиссия Политбюро ЦК под председательством заместителя председателя СНК и СТО СССР А.Д. Цурюпы.

14 июня 1924 г. Политбюро ЦК ВКП (б) утвердило предложения комиссии Политбюро ЦК:

"1. Признать целесообразным образование при Совете Национальностей ЦИК СССР Комитета по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ). 2. На Комитет возложить обязанность определить районы землеустройства и предоставить ему права ведения переговоров с иностранными организациями и учреждениями на предмет привлечения средств для осуществления поставленной задачи. Предложить ЦИК СССР определить состав Комитета, с обязательным включением в него представителей СНК Союзных республик".

КОМЗЕТом рассматривался вопрос о землеустройстве трудящихся евреев в Крыму, Приазовских плавнях и на Алтае.

8 июля 1926 г. Политбюро ЦК приняло решение:

"1. Параллельно с практической работой по северному Крыму и по плавням исследовать вопрос о возможности создания, кроме того, массива на Алтае, послав туда в советском порядке компетентную комиссию".

В монографии Г.В. Костырченко "Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм" указывается: "… То, что крымская еврейская автономия так и не была создана, объясняется, прежде всего, тем, что еще весной 1927 года в качестве альтернативы было избрано переселение евреев на Дальний Восток. Этот вариант решения еврейского вопроса в СССР представлялся тогда сталинскому руководству оптимальным, особенно в пропагандистском плане".

В 1927 г. был определен район будущей колонизации – Биробиджанский. В августе того же года его посетила экспедиция в составе ученых-аграриев, а также представителей КОМЗЕТа и ОЗЕТа (Общество содействия землеустройству трудящихся евреев). Комиссия в целом положительно оценила перспективы района будущей колонизации.

Материалы экспедиции были подытожены, и КОМЗЕТ принял решение "просить Президиум ЦИК СССР закрепить за КОМЗЕТом Бирско-Биджанский район и начать там работу по земельному устройству трудящихся евреев". Постановление СНК СССР от 28 марта 1928 г. удовлетворило подготовленное КОМЗЕТом ходатайство о закреплении за ним примерно 4,5 млн. га приамурских земель Дальневосточного края и санкционировало начало массового переселения еврейского населения на приамурскую полосу.

Участие иностранных организаций в еврейском переселении в Биро-Биджанский район Дальневосточного края

В 1928 г. на территории Биробиджана (территория заселения) насчитывалось до 34,0 тыс. душ, из них 70 процентов русских, 6,8 – украинцев, 10 – корейцев, 1,6 – китайцев, 1 процент северных народностей. По данным демографической переписи 1926 г. на территории будущей автономии было 6988 хозяйств, из них 3659 крестьянских или 52 процента, у остальных 48 процентов хозяйств основной доход был от промыслов и других видов трудовой деятельности.

На территории заселения не было промышленности, за исключением железнодорожного депо, одного лесопильного завода в пос. Николаевка, лесоразработок и кустарной добычи золота.

На полустанке Тихонькой жило 623 чел., имелись 237 разбросанных деревенских домиков, начальная школа и кооперативная лавка.

В апреле-мае 1928 г. на станцию Тихонькая стали прибывать эшелоны с первыми переселенцами-евреями из городов и местечек Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана, центральных областей России, районов Сибири, Дальнего Востока, а также из-за границы.

В первых числах мая 1928 г. в Биробиджанский район прибыло 650 переселенцев-ходаков, расселение которых шло по направлениям Бирского Опытного поля, Валдгейма, Амурзета. В конце 1928 и начале 1929 годов, по данным ОЗЕТа, прибыло еще 900 переселенцев.

В отношении желающих переселиться существовала инструкция ВЦИК от 7 сентября 1928 г. "Об организации переселения трудящихся евреев на Дальний Восток", в которой говорилось: 

Заявление переселенца. 1928г.

Членская книжка Всесоюзного общества по земельному устройству трудящихся евреев СССР. 1928г.

" … Основная цель выдачи части нарядов к осени заключается в том, чтобы предоставить осенним переселенцам возможность работать на лесозаготовках, чтобы заработать на пропитание до того момента, когда они начнут получать доходы с будущего земледельческого хозяйства и сделают также некоторые накопления для вложения в будущее земледельческое хозяйство, которое начнут строить с весны 1929 г. Это должно быть доведено до сведения всех, желающих переселиться осенью 1928 г., и всячески подчеркнуть это перед ними и послать сейчас на Дальний Восток следует только таких, которые отдают себе полный отчет о характере предстоящих зимних работ и выражают готовность бесперебойно выполнять лесозаготовительные работы…

При отборе семей для переселения и при разрешении вопроса о первоочередности необходимо исключительно исходить из основной цели земельного устройства трудящихся евреев – привлечения к производительному труду тех элементов еврейского населения, которые не имеют возможности заняться таковым на старом месте…

Необходимо привлечь к переселению на землю, главным образом, лиц без определенных занятий, мелких торговцев, представителей наиболее отсталых, не находящих себе применения ремесла в местах их постоянного жительства, длительно безработных служащих и рабочих и т.д. … необходимо при отборе обратить особое внимание на трудоспособность и трудовые навыки в прошлом, физическую силу и здоровье отправляемых людей".

Обслуживание переселенцев было возложено на КОМЗЕТ, ОЗЕТ, Бирско-Биджанский переселенческий отряд при Дальневосточном краевом переселенческом управлении.

В первые годы переселения многие из переселенцев возвращались обратно "на места выхода". Основными причинами "обратничества" являлись неподготовленность к приему переселенцев, перебои в снабжении товарами и продуктами первой необходимости, суровые климатические условия и другие.

В 1928 г. на базе местного сырья были созданы первые артели: обозная "Колесо революции", портняжная, сапожная, кирпичная в Тихонькой, давшая в 1929 г. для строительства первые 100,0 тыс. штук кирпича, известковая в Биракане, смолокуренная в Раздольном и ряд других.

В 9 км от станции Волочаевка группой молодых переселенцев-энтузиастов в составе 12 чел. была образована коммуна "Икор". С 1931 г. коммуна быстро росла, в нее вливались переселенцы, прибывшие из-за границы (САСШ – 26 чел., Аргентина – 43, Германия – 9, Румыния – 5, Польша – 3 чел.). В том же году пос. Икор, названный именем коммуны, был переименован в пос. Соцгородок.

Железнодорожный вокзал в р.п. Биробиджане. 1930-е годы

В 1929 г. на территорию области прибыло 1420 новых переселенцев. В Худзиновке (с. Валдгейм) к июню 1929 г. переселенцами было построено 10 жилых домов и 20 хозяйственных построек. Население поселка выросло до 103 чел. Переселенцы имели в своих хозяйствах 30 лошадей и 25 коров. В поселке работали 2 небольшие артели: смолокуренно-скипидарная и по производству щепы.

С 1929–1930 гг. в области работали промысловые артели: Смолокур, Пихтовар, Чемоданщик, Химпродукт, Известь, Кирпичики, Гнутая мебель, Свой труд, Красный Октябрь, Деталь, Колесо революции.

Начали действовать первые сельскохозяйственные коллективы и коммуны: Борец, Бедняк, Бирофельд, Валдгейм, Икор, Красный Октябрь и другие. К примеру, на бирофельдских участках в 23 коллективах и 5 коммунах, поселившихся в 1928 г., проживало 224 человека. Большинство из коллективов и коммун в начале 1929 г. распались и к 1930 г. был уже организован Бирофельдский колхоз. Промысловые артели и колхозы создавались повсеместно. В те годы росла сеть школ и учреждений здравоохранения. Наряду с русскими начали работу первые еврейские школы. По данным ОЗЕТа, в 1929–1930 гг. детей переселенцев обслуживали 5 школьных комплектов: 3 еврейских (Валдгейм, Александровка, Амурзет) и 2 русских (при Тихоньковской четырехлетке). В еврейских комплектах обучалось 81 человек.

Переселенческий район в бассейне рек Биры и Биджана в результате заселения и экономического возрождения земель постановлением ВЦИК от 20 августа 1930 г. был административно устроен под названием Биробиджанский с центром в селении Тихонькой. В 1931 г. селение переименовано в рабочий поселок Биробиджан, а 2 марта 1937 г. рабочий поселок получил статус города.

Один из первых гусеничных тракторов перед отправкой в Бирофельд. 1930г.

Население района к 1930 г. составляло 37583 чел., на его территории имелось 248 населенных пунктов, в т.ч. с преобладающим еврейским населением – 9.

В селении Тихонькой работали еврейские артели: "Биробиджанский стул", "Колесо революции", "Чемоданщик", колесно-обозная, возчиков, сапожников, чулочников, портных и другие. Вот что писала об артели "Биробиджан" газета "Тихоокеанская звезда" от 28 марта 1931 г. № 68: "…Из далекой Волыни из местечка Малина, населенного еврейской беднотой и ремесленниками, приехала в Тихонькую 10 месяцев тому назад небольшая артель около 40 человек.

Стремление приложить свои силы на пользу строительства социалистического Биробиджана толкнуло небольшую артель, вырабатывающую мебель, поехать на Дальний Восток. Оторвали кусок тайги на берегу Биры и в один месяц построили большой цех для производства гнутой мебели (стульев). Через два-три месяца выросли вокруг главного корпуса вспомогательные цехи: парная, гнутарная, сборочно-полировочный цех. Затем в октябре в три дня пустили электростанцию. Выросли дома для рабочих.

… Работа фабрики построена по конвейерной системе. Из сырья, исключительно местной заготовки (клена и ясеня), колют палки, передают их в цановочную, парную, оттуда в гнутарню, а затем в цех, где отдельные части стула точно обделываются, полируются, а затем собираются …".

Разработки известняков производились артелями около станций Биракан и Кимкан, в 1930 г. началось строительство известкового завода около ст. Лондоко. Первыми государственными предприятиями в 1932 г. стали швейная и деревообделочная фабрики в р.п. Биробиджан.

Швейная фабрика в р.п. Биробиджане. 1930-е гг.

В 1930 г. приступили к работе Биробиджанский зерносоевый совхоз, Волочаевский свиносовхоз, Покровский молочно-огородный и Амурско-Бирский скотоводческий совхозы. Всего колхозов было 36, из них 4 еврейских. В населенных пунктах работали 67 школ, 6 больниц и врачебных участков, 12 фельдшерских пунктов, сельскохозяйственный техникум в с. Сталинске.

В 1932 г. Госплан СССР утвердил первые контрольные цифры народно-хозяйственного плана Биробиджанского района как отдельной народно-хозяйственной единицы.

Усилившийся приток населения, укрепление межрайонных связей, быстрые темпы развития хозяйства в период 1928 – 1934 гг. создали условия для организации Еврейской автономной области, призванной самостоятельно выполнять административно-хозяйственные задачи областного значения.


Информация подготовлена по документам государственного архива Еврейской автономной области, а также использованы материалы справочно-информационного издания "Административно-территориальное устройство Еврейской автономной области. 1858 – 2003 гг." (Хабаровск, 2004).

Фотография железнодорожного вокзала в р.п. Биробиджане (1930-е годы) предоставлена И.С. Бренером.


 Информация предоставлена архивным управлением правительства ЕАО.
Дата размещения информации: 19.02.2007